354:


    Как церковь относится к рабству?

 
:


Существует нравственная свобода, которая неотъемлемо принадлежит каждому человеку. Это свобода выбора между добром и злом. Есть также внешняя свобода совершать те или иные действия, которая бывает всегда очень ограничена разнообразнейшими обстоятельствами, например, положением человека в обществе, существующими в нём законами, здоровьем, отсутствием денег, и т.д. Обычно человек сильно переживает только за свою внешнюю свободу, не обращая большого внимания на свободу внутреннюю, которую он легко теряет, порабощая себя греху. Ибо всякий, делающий грех, есть раб греха. (Иоан.8:34). Здесь мы можем увидеть удивительный закон: чем более человек теряет свою внутреннюю свободу (т. е. порабощается грехам), тем более он заботится о внешней свободе, чтобы иметь возможность удовлетворять свои страсти.

Евангелие же обращает наше внимание именно на внутреннюю, нравственную свободу. Христос ничего не говорит о внешнем устройстве мира, и не призывает к общественно-политическим переменам. Ибо самое тяжелое рабство и самое большое зло, и даже причина умножения зла в мире, состоит как раз в порабощении человека его страстям. Относительно же общественно-политической жизни общества можно сказать, что она всегда соответствует внутреннему состоянию людей, из которых общество состоит. Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои , - говорит пророк (Пс.118, 137).

Решить проблему борьбы со злом одними только внешними преобразованиями в обществе невозможно. Если человек продолжает жить по своим страстям, то при любом устройстве общества и на любом месте он будет творить зло. Также как и наоборот – обращаясь к покаянию в своих грехах и вере, он в любом обществе и на любом месте будет иметь свободу, и творить добро. Поэтому апостол Павел говорит, обращаясь к рабам и их хозяевам, не об отмене рабства, а только о том, как правильно, по-христиански, жить в том общественном положении, в котором кто призван (к вере): Рабом ли ты призван, - говорит он, - не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. Т.е. выбери то, что лучше для тебя (подразумевая парадоксальную мысль: часто бывает, что лучше человеку оставаться рабом, чтобы служить ближнему, ибо этим мы следуем за Христом). Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих., - говорит о Себе сам Христос (Мар.10:45). Апостол же добавляет: Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов. (1Кор.7:21,22).

Далее он говорит слова, которые человека, понимающего только внешнее рабство, приведут в недоумение: Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков (ст. 23).

Только что советовал не заботиться об освобождении, даже если есть такая возможность, и вдруг совсем запрещает быть рабом, расценивая рабство человекам как прямое поругание того, что сделал для нас Христос. Но здесь он указывает на рабство не внешнее, а внутреннее, нравственное. Понимание этой мысли Апостола дает ключ к ответу на ваш вопрос: как Церковь относится к рабству.

«Рабство душевное, - объясняет это место из первого послания к Коринфянам Свт. Феофан (Затворник), - в разных видах является: есть рабство страстям, есть рабство миру и дьяволу. От этого всестороннего рабства свободу получают христиане в Господе Иисусе Христе. Куплены, говорит, вы ценою крови Единородного Сына Божия, куплены все, и рабы и свободные.… Следовательно, не делайтесь рабами человеков, … - не человекоугодничайте. Это одна, малозаметная, но много зла делающая в нравственном отношении, сторона рабства миру, человеческим мнениям, человеческим обычаям и желаниям человеков, с которыми приходится жить. Апостол говорит как бы: что вы рабы, это не важно во Христе, но вот что имейте в виду: чтобы не быть рабами человеческих мнений, обычаев и желаний, наперекор воле Господа».

Блаж. Феодорит пишет: «… повелевает не иметь раболепного образа мыслей, и тому, кто называется рабом, и тому, кто именуется свободным».

Блаж. Феофилакт: « это говорит он не к рабам только, но и к свободным, убеждая всех христиан ничего не делать из угождения людям, и никак не слушаться их, когда они велят делать что противозаконное; ибо это и значит быть рабами человеков».

Св. Иоанн Златоуст: «можно в рабстве не быть рабом, и в свободе не быть свободным». Далее он приводит библейский пример праведного Иосифа (Быт. гл. 39): «Иосиф был рабом, но не рабствовал людям; потому и в рабстве был свободнее всех свободных: ибо не покорился госпоже. Госпожа же его, напротив, хотя была свободна, но оказалась ниже всякого раба, и не могла склонить его, свободного, к тому, чего он не хотел. Подлинно, он был не рабом, но в высшей степени свободным… Поработить его ничто не могло, ни узы, ни рабство, ни любовь госпожи, ни пребывание в земле чужой, но всегда он оставался свободным».

Однажды к апостолу Павлу в Рим, когда он сам находился «в узах», т.е. в тюрьме, пришел раб, по-видимому, как-то провинившийся перед своим господином, и убежавший от него. Апостол обратил его к вере в Христа, и - отослал обратно к его господину. Господин его, Филимон, был христианином, которого Апостол обратил к вере. В своем послании он называет Филимона своим возлюбленным сотрудником, и говорит, что имеет великую радость и утешение в любви твоей, потому что тобою, брат, успокоены сердца святых. (Фил.1,7).

Апостол хотел оставить Онисима (так звали раба) в Риме, чтобы тот помогал ему в его затруднительном положении. Казалось бы, Павел мог просто попросить об этом Филимона, и тот всё сделал бы для него. Но Апостол строго следует правовым нормам своего времени: отсылает Онисима к его господину, и в своём послании лишь просит принять его с любовью, и даже дает формальную расписку: Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне (Фил. 1,18).

«Если бы Апостол попросил простить Онисима, не предлагая уплаты, то… могли бы сказать: вот он Евангелие и веру обращает в средство к достижению житейских целей», - пишет Феофан (Затворник), и дальше делает чрезвычайно интересное замечание: «Вера наша не расстраивает установившихся порядков общей жизни, а только влагает в них иной дух, который свыше есть от Господа».

Этот новый дух любви, живущий в христианской Церкви, со временем привел к тому, что в христианских странах (сейчас это называют обычно«цивилизованным миром») рабство постепенно сошло на нет. Впрочем, случались и случаются до сих пор, рецидивы древнего рабства, например, в новообразованных США, или в Чечне, когда она на несколько лет выпала из культурного и государственного пространства России. От христианства современный мир отходит всё дальше, и сейчас рабство появляется везде, даже и в цивилизованной Европе, - не смотря на все внешние декларации о правах человека. Изобретаются и более изощренные формы рабства, которые практикуются, например, в новых религиях и тоталитарных сектах. Однако, пока в мире существует Церковь, а существовать она будет до кончины мира (Матф.16:18), у человека всегда есть путь к свободе и любви.

Примеры отношения христиан к рабству можно увидеть в истории Церкви, запечатленной в многочисленных житиях Святых. Можно посоветовать, например, житие пр. Иоанна Русского (память его 27 мая (9 по новому стилю)).

РАБСТВО, СВОБОДА - Человека, ЧЕЛОВЕКОУГОДИЕ