3493:


    Христос воскресе!
    Преподобный Иоанн Лествичник писал, что “благий Господь и в том являет великое о нас промышление, что бесстыдство женского пола удерживает стыдом, как бы некой уздой; ибо если бы женщины сами прибегали к мужчинам, то не спаслась бы никакая плоть”.
    Получается, что разговоры о воздержании, целомудрии мужчины верны до определенной степени, и не выдержат никакой критики там, где потерявшая стыд женщина сама прибежит к мужчине? Иными словами, основная сила противостоять греху не в мужском воздержании, моральных устоях, волевых усилиях, а в женском стыде, заложенном Господом?

 
:


Все ереси основываются на Священном Писании. Человек тычет пальцем в ту или иную фразу, и истолковывает её по-своему. Путь веры открывается только тем, кто со смирением ищет истину. Гордый же человек ищет лишь оправдания для своих страстей, и пищи для ума.

В святоотеческой литературе повод для ложных толкований найти труднее. Поэтому еретики обычно обходят писания отцов далеко стороной, а если и приводят их, то в искажённом, или прямо подделанном виде. Святые Отцы глубоко, но одновременно просто, объясняют смысл христианской духовной жизни. Поэтому тот, кто хочет, всегда может понять, о чём они пишут. Если же понять трудно, то вполне можно со смирением пропустить это место, или отложить до времени саму книгу. Однако кто ищет, тот всё-таки находит и у Святых Отцов поводы для ложных толкований или смущений. Честно говоря, признак это очень плохой. Поэтому я советую вам внимательнее посмотреть в своё сердце, и постараться понять, чем оно живёт, и что ищет.

Можно читать Иоанна Лествичника для того, чтобы лучше понять страсти, которые мучают человеческий род, и обрести путь покаяния и веры. Хотя Лествица написана, собственно, для монахов, мирской человек, если он искренне стремиться к добру, тоже может почерпнуть из неё много полезного для своей души. Но для этого нужно с великим смирением искать именно покаяния в своих грехах.

Если же мы попытаемся обратить эту книгу в пищу для «плотского мудрования», то можем окончательно извратить свою духовную жизнь. Ибо плотское мудрование совершенно чуждо всему духовному.

Например, в данном случае Иоанн Лествичник пишет о силе блудной страсти в падшем человеке, чтобы удержать нас от беспечности и самообольщения в общении с женщинами. Вы же пытаетесь представить это как бесполезность собственных усилий, и упование лишь на женскую совесть. Получается поистине весёлая мысль! С одной стороны, она полностью оправдывает блуд, а с другой – открывает огромное поле для умных философских бесед. Так и живёт весь неверующий мир – развлекаясь возвышенными философскими беседами и блудом. Иные даже рассуждают о пользе греха, ибо, по их мнению, грех открывает возможность покаяться. Однако смысла в подобной философии никакого нет. Смысл возникает только в том случае, если мы ищем спасения – т. е. покаяния в своих грехах, и жизни в заповедях Божиих. Ведь даже и вырванную из контекста мысль, которую приводите вы, можно истолковать совсем по-другому. Пусть против бесстыдно прибегающих женщин не мог бы устоять никто. Но от нас зависит сделать так, чтобы они не прибегали. Это и происходит в реальной жизни, ибо и совесть у женщин всё-таки есть, и мы, мужчины, можем так себя поставить, чтобы они её не теряли.

Если человек ищет Бога, то Господь открывает ему путь веры. Если же нет, то он может всю жизнь заниматься философией, и ни к чему не прийти. Поэтому задача наша состоит не в том, чтобы путаться в сложных богословских построениях, а в том, чтобы исправлять своё сердце, и искать Бога.

СВЯТЫЕ - Святые Отцы, БОГОСЛОВИЕ - Ложное., ВЕРА - И знание