Если человек не видит пользы в чтении святоотеческой литературы, то какой смысл о ней рассуждать? Письма же игумена Никона, также как и некоторые другие письма и проповеди подвижников XX века, написаны в одном Духе со святыми отцами более раннего времени, и являются, если хотите, выражением святоотеческой мысли в условиях нового времени. Впрочем, времена опять изменились, и сейчас мы живём уже в другом времени, чем игумен Никон. Однако свидетельство о христианской духовной жизни, которое содержат его письма, могут приносить большую пользу и нам, - если, конечно, эта жизнь не является для нас чем-то совсем чуждым и непонятным. Слова же о том, что советы, данные конкретному человеку, нельзя механически распространять на всех, сами по себе являются святоотеческим наставлением в духовной жизни, важным, в том числе, и для нас. Однако они совсем не лишают смысла эти советы, и если у человека есть искреннее стремление приобщиться к святоотеческому духовному наследию, то он может почерпнуть в них много полезного для себя, и одновременно не впасть в заблуждения относительно их практического применения в своей жизни. Духовная жизнь не является простым следованием внешним предписаниям, - но подражанием жизни Отцов в Духе и истине (Иоан.4:23,24). Очевидно, именно опасаясь формального подхода к советам, игумен Никон и предостерегал своих адресатов от распространения своих писем между духовными чадами. Смысл духовной литературы совсем не укладывается в простую схему: сказали, как делать, ты так и делай. Верующий человек не может жить лишь по внешнему закону, ибо благодать Божия упраздняет закон. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона, - говорит апостол Павел (Гал.5:22,23).
Отражением этой жизни человеческого духа и является святоотеческая литература. Если человек действительно стремится к Богу, то он обретает в ней великий смысл. Ему открывается путь к стяжанию того же Духа, которым жили Отцы, и Который живёт в написанных ими книгах. Только этот Дух и может научить нас жить по-христиански. То, что пишут Отцы, их образ мысли, духовный опыт, и объяснение веры, содержит в себе благодатный источник жизни во Христе. Если даже пока святоотеческая литература остаётся для нас малопонятной, я советовал бы всё равно относиться к ней как к хранительнице православной духовной традиции Церкви. Может быть, со временем она станет вам ближе, и принесёт много духовной пользы.
Святые Отцы открывают нам реальное понимание духовной жизни христианства. Также и письма игумена Никона содержат в себе благодатный источник жизни во Христе, говорят о том, что такое истинное смирение, покаяние, молитва, отношение к людям по евангельским заповедям. Это тот Дух, Которым должны бы жить и мы.
|