Верить надо в Церковь, как мы и читаем каждое утро в символе веры, и поём все вместе на каждой литургии. Вы пишете: официальное мнение Церкви иное, чем у перечисленных вами старцев. Так можно было бы сказать, например, о коммунистической партии. Её официальное мнение, действительно, было одно, а реальность совсем иная. Но относительно учения Церкви нельзя говорить: «официальное мнение», и противопоставлять его истине. Учение Церкви – это и есть та истина, в которую мы верим. Основано оно не на мнениях отдельных людей, а на Священном Писании и Канонах, которые были сформулированы на Святых Соборах. Отражено оно также в богослужебных текстах, и объяснено Святыми Отцами.
С точки зрения православной Церкви попытка запрещать людям вступать в брак и рожать детей, - это прямая ересь. Евангелие свидетельствует об обратном: до самого Второго Пришествия люди будут есть, пить, покупать, продавать, сажать, строить, жениться, и выходить замуж (Лук.17:26-30). Если же кто-то подумает, что священное Писание всё это осуждает, то пусть он тогда не ест, не пьёт, ничего не сажает в огороде, не покупает, не строит, и проч.
Святые каноны предают анафеме тех, кто гнушается законным браком, - и не делают при этом никаких различий относительно времен. Мысли же против брака появились не сегодня. Злые и богохульные ереси с самых первых времен христианства пытались отрицать такие вещи как брак и употребление в пищу мяса или вина. Основаны они были, с одной стороны, на гордыне ума, как у древних гностиков, с другой стороны – на сатанинском благочестии, которое состояло в извращенных телесных подвигах. Поэтому еще апостольское правило осуждает тех, кто гнушается браком, мясом, или вином, ибо ни в чем, что создано Богом, нет зла. Клевещущий же на творение Божие простирает хулу и на Сотворившего (правило 51). 14-е правило Гангрского собора предает анафеме жену, которая, гнушаясь браком, не хочет жить с мужем. А 9-е правило того же собора – вообще всех, кто удаляется от брака, гнушаясь им.
Поистине, находятся в дьявольской прелести люди, которые называют себя христианами, но отвергают учение Церкви, и придумывают свои учения, еще более злые, чем у древних еретиков, осужденных святыми соборами. Те просто ненавидели жизнь, которую дал Господь, и сотворенный Им мир. Современные же еретики идут дальше гностиков и евстафиан, и простирают свою ненависть не только на мир и людей, но даже и на детей, которые еще не родились, - и заранее отправляют их в ад. Этим они не просто хулят Бога, но и ставят себя выше Его, вынося суд не только тем, кто живет на земле, но и тем, кто еще не родился. Как может верующий человек слушать такие учения? Удивляюсь, - говорит апостол Павел, - что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем, не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема (Гал.1:6-9). Какой бы старец, или даже ангел с неба, ни говорил что-либо противное учению церкви - да будет анафема. Для нас, православных христиан, нет другого спасения, кроме веры во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь, - и следования её учению.
Надо, однако, сказать, что никто из святых людей приведённой вами ереси не исповедовал. Иначе он не был бы святым. Поэтому значительная часть сведений о подвижниках, упомянутых вами, очевидно, грубо искажает то, что они говорили. Кто-то из пастырей мог, например, посоветовать конкретному человеку не жениться, и пойти монашеским путем в своей жизни. Но отрицать брак вообще верующий человек никак не может.
О проблеме высказываний старцев, которые не соответствуют учению Церкви, мне уже приходилось писать. Вы можете посмотреть в ТЕМАХ ОТВЕТОВ ПО АЛФАВИТУ слово СТАРЦЫ. Но, как бы то ни было, основополагающее значение для христианина всегда имеют учение и традиция Церкви. На этом основана наша вера, и всё, что ей противоречит, мы отметаем как ложь, от кого бы она ни исходила, пусть даже от ангела с неба. В полной мере относится это и к учению Церкви о браке. Дух же ясно говорит, - пишет об этом учении апостол Павел в своём послании к Тимофею, - что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою. Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал. Негодных же и бабьих басен отвращайся (1Тим.4:1-7).
|