3336: | Благословите, отец Александр! В последнее время (несколько месяцев) я пришла к выводу, что нет у меня веры. Даже не то, что пришла к выводу - я размышляла над тем, почему в некоторых вещах я не могу покаяться, почему некоторые грехи для меня остаются грехами лишь номинально, но пропустить это осознание через себя мне никак не получается... Почему я сама себе даю поблажку в грехах, а от некоторых (смертных грехов) меня удерживает вовсе не страх оскорбить Бога, а стыд перед священником (во время Исповеди). Почему Исповедь я не ощущаю как Таинство... почему формальное признание грехов не сопровождается у меня в большинстве случаев даже начатками покаянного чувства (в лучшем случае - самобичеванием и самоуничижением безо всякого упования на Бога). Думала я над этим, думала, пока внутри себя не услышала ответ: "Ты покаяться не можешь, потому что нет в тебе веры". И настолько меня пробрало от этой мысли... действительно так и есть... Я ЗНАЮ, что Бог есть, что Бог есть Троица, что Иисус Христос - Сын Божий... Но знание мое так и остается пустым, мертвым знанием. А веры живой нет во мне. И знаете, это ужасно... Знать - и не иметь веры. Ни веры, ни доверия Богу. Я даже чувствую, что в глубине меня есть что-то очень больное, как гнойный нарыв... и чувствую, что не могу излечиться, потому что мне не хватает ДОВЕРИЯ Богу... отдать Ему это, показать. Страшно. Как же избавиться от этого мучительного безверия? Как обрести веру? Я называю себя православной, но как же стать ею по-настоящему? Я не знаю, представляете ли Вы, как это ужасно - ЗНАТЬ и НЕ БЫТЬ СПОСОБНОЙ верить... Я знаю только одно - я страшно боюсь, что со временем у меня даже и этот страх уйдет, и останется у меня вместо веры одна формальная оболочка. А глубинной сущностью своей личности я это ощущаю почему-то как духовное самоубийство (т.е. даже хуже чем крайний атеизм).
| | : | Бог вас благословит, Е...!
Попытки подменить веру самокопанием ни к чему хорошему не приводят, и я посоветовал бы вам их просто оставить. Проблема, же, которая, очевидно, стоит перед вами, заключается в нравственном выборе. Каждому человеку приходится выбирать между заповедями Божиими и своими страстями. Пока вы, очевидно, выбор этот сделать не готовы, и пытаетесь усидеть на двух стульях, успокаивая совесть психоанализом или, как иногда пишут в духовной литературе, самокопанием. Это совершенно бессмысленное и лукавое занятие. Психоанализ не знает, что такое покаяние, и поэтому описывает состояние человека как данность. Однако состояние падения представляется нам неизменяемым лишь потому, что сделать нравственный выбор мы, как уже говорилось, пока не готовы. На самом же деле покаяние всё меняет. Собственно, покаяние – это и есть именно глубокое внутреннее изменение человека. Тогда путь спасения становится простым и реальным. В отличие от всех наших умствований и самокопаний он не представляет собой ничего сложного, и понятен ребенку. Надо просто жить в заповедях Божиих, а в грехах своих каяться.
Что касается стыда, который мы испытываем на исповеди, то он, действительно, может удерживать нас от грехов, и вообще приносить большую пользу, - как раз потому, что таинства Церкви переводят нашу духовную жизнь из умозрительной области самокопаний в реальность. Сами же по себе мы склонны оправдывать свои грехи, - чаще всего именно с помощью углублённого психоанализа, - и рискуем впасть во многое зло.
|
ВЕРА - Путь к вере, ГРЕХ - Нечувствие к своим грехам и непонимание их, ИСПОВЕДЬ - Самокопание вместо покаяния |
|