Ту любовь, к которой стремится сердце человека, и которая единственная может дать ему смысл жизни, человек может иметь только к человеку и к Богу. Однако от этой любви мы отпали, и теперь можем жить только верой. Но обратиться к вере бывает не так просто, и человек чаще идет на поводу у своих страстей.
Страсти наши могут быть направлены не только на человека, но и на бездушные вещи, например, машины, дома, одежду, растения, - словом, на все, что так или иначе может их питать. Ближе всего в этом ряду стоят к нам животные.
Страсти всегда придают своему предмету смысл, которого на самом деле не существует. Имеет человек пристрастие к чему либо, и ему кажется, что без этого он жить просто не может. Если же посмотреть на дело бесстрастно, то окажется, что не только может, но во многих случаях ему так было бы даже и лучше. По отношению же к животным существует прямая опасность присвоения им человеческих качеств. Животные имеют некоторую душевную жизнь в рамках своих естественных инстинктов. Потому человек может пытаться «любить» их так, как он должен был бы любить людей. Но на самом деле они не имеют бессмертной души, и не могут быть предметом любви, которая, по слову апостола Павла, никогда не перестает (1Кор.13:8), и может относиться только к бессмертным богоподобным душам человека, или к самому Господу.
Людей любить тяжело, и нередко человек оказывается к этому совершенно не способен. Бессловесные же животные не могут разочаровать нас словами, они всегда остаются такими, какие есть, и перенести на них любовь, которая должна бы принадлежать людям, для человека оказывается совсем несложно. Во многих языческих культах животным приписывается даже некий священный смысл. Но в христианстве принято смотреть на вещи реально, и стараться видеть их такими, какие они есть. Так же и к животным принято относиться именно как к животным, не делать из них идолов, и не приписывать им свойства, которых на самом деле они не имеют. А главное - не переносить на них те чувства, которые могут принадлежать только людям.
Жалеть животных и заботиться о них естественно для верующего человека. Праведник милует душы скотов своих: утробы же нечестивых немилостивны, - говорит книга Притч (12:10). Однако мы, христиане, должны бы не придумывать здесь ничего лишнего, не делать из скота своего идола, и вообще не идти на поводу у пристрастий и придуманных вещей.
Вам же лучше всего было бы, наверное, просто завести другого котенка. Коты все по естеству одинаковые, и вы увидите, что один вполне может заменить другого, а может оказаться даже еще и лучше. У каждого котенка найдутся свои кошачьи качества, которые могут вызвать симпатию. Но даже если у вашего Маркиза и на самом деле были какие-то особые свойства, - отсутствие их у другого кота совсем не является трагедией.
|