Здравствуйте, отец Александр. Я давно уже читаю ваши ответы другим людям по разным темам и нахожу в них много полезного для себя. Огромное спасибо. Но сейчас у меня такой трудный вопрос, что готового ответа в вашем архиве я не нашла. Речь идёт о заповеди оставлять "долги". Мой брат нанял человека и заплатил ему приличную сумму, чтобы сделать у меня ремонт (я работаю преподавателем и зарабатываю не очень много, хотя живу не бедно). Так вот, этот человек делает у меня ремонт ОЧЕНЬ медленно. Причина простая: он халтурщик, то есть он делает ремонт одновременно на 5-6 объектах, и причём они находятся в области и даже других городах. С его точки зрения, он старается сверх сил. А с моей, уже прошло почти два месяца, а ремонт только начался. Я просила его прежде всего, закончить кухню - он пообещал уже 5 раз, что закончит "завтра". Я пыталась, и ругать его и увещевать, всё бесполезно. Тогда я ему просто сказала, что даю ему срок - 5 дней, и если кухня не будет готова, он мне заплатит штраф 10 тысяч рублей и потом 2 тысячи за каждый последующий день просрочки. Это на него повлияло, он начал что-то делать. Но теперь, когда до окончания срока осталось два дня и мне кажется, он не успеет, я серьёзно задумалась. Если я возьму с него 10 тысяч, не будет ли это с моей стороны несправедливо. Не будет ли это нарушением заповеди о прощении грехов? А если не возьму, то он станет ещё нерадивее?
Пожалуйста, посоветуйте, как мне поступить. С уважением,
р. Б. Л...
|
Чтобы отношения с людьми складывались нормально, надо постараться договариваться с максимальной определенностью. В договоре среди прочих условий нужно оговорить и сроки, и штрафные санкции за их невыполнение. Хотелось бы, конечно, просто доверять людям, но нередко «неформальные» отношения лишь провоцируют нерадивое отношение к работе, неправомерное вымогание денег, или, как в вашем случае, затягивание времени. Так же и со стороны тех, кто нанимает на работу, возможно стремление придираться, недоплатить, и проч. Поэтому отношения могут терять деловой уровень, и скатываться совсем в другую плоскость – кто кого обманет или перетянет. Вещь это тягостная, и совсем неполезная с любой точки зрения.
Однако заключить сегодня нормальный договор совсем непросто. Пока мы больше привыкли жить и работать вне правового поля. Виной этому являются, конечно, многие обстоятельства, но главное, я думаю, состоит все же в том, что сами мы жить по законам не стремимся. Однако я думаю, что если бы, например, те же мастера, которые ремонтируют квартиры, имели официальную лицензию на свою деятельность и осуществляли бы её в правовом поле, это решило бы много проблем. Должно бы быть это выгодно в первую очередь им самим, потому что они, хотя и платили бы налоги, имели бы и полный пакет социальных гарантий и льгот, могли бы иметь, например, устойчивую и организованную рекламу, банковскую поддержку, защиту от недобросовестных заказчиков, и недобросовестной конкуренции со стороны тех, кто склонен больше зарабатывать аферами, чем трудом. Государство сейчас пытается поддержать малый бизнес. Но как его поддержать, если он неофициальный? Издревле почти во всех странах складывались объединения людей определенной трудовой деятельности – от купцов до пекарей, - которые блюли традиции и честь своего ремесла, а так же защищали права своих членов. Что говорить о том, что это принесло бы благо и потребителям их услуг, и государству, и, в конечном счете, всем. А главное, жизнь и работа в согласии с законами является прямым требованием христианской совести. Тогда и санкции вам не пришлось бы придумывать.
Но сами по себе санкции за плохую работу, безусловно, должны существовать. Они полезны даже в духовном смысле, ибо помогают человеку (а все мы имеем свои слабости и грехи) всё-таки ответственно и добросовестно делать своё дело. Вы и сами свидетельствуете, что именно они возымели своё действие. Профессиональный и официальный подход к таким договорам мог бы сформировать и понятную всем меру ответственности за их невыполнение. Неофициальные отношения лишают вас какой-либо поддержки. Понятно, что вам тяжело своими силами разбираться с недобросовестными рабочими. Но пока другого варианта нет, можно прибегнуть к помощи брата, или кого-то еще, кто может помочь. Конечно, всячески надо стараться идти к миру, и при первой возможности прощать ошибки. Часто верующий человек бывает склонен простить и больше, чем нужно, чтобы не нарушать мир в своей душе. Поступить вы можете только по своему разумению и по своей совести. Но пользу наша доброта может принести только тогда, когда она ведет именно к добру, а не к умножению беззаконий. В противном случае, когда мы прощаем беззакония, нам приходится каяться в том, что мы оказались их причиной, - ибо своим неправильным поведением спровоцировали человека на грех.
|