После своего грехопадения и изгнания из рая человек стал смертен. Что такое смерть? Это разлучение души и тела. Можно сказать, что человек стал страдать скрытой формой шизофрении: идеалы, живущие у него в душе, требуют от него одного, а страсти – противоположного. Душой человек понимает нравственный закон, а живет по своим страстям. Это является, как вы пишете, «повсеместной практикой». Все ругают и клянут такую практику, но продолжают делать то же самое. От патологических форм этой болезни в какой-то мере может уберечь человека власть, которая устраивает жизнь общества. Она даёт закон, по которому все живут. Но власть над собой наши страсти не любят больше всего, и человек постоянно борется за свободу. Однако шизофрения от этой свободы только усиливается. Поэтому, получив свободу, он нередко начинает ругать демократию за то, что его не могут высечь, и это ведет к упадку нравственности и коррупции.
Развитые демократии научились управлять шизофренией людей в своих интересах, и находят механизмы, чтобы убедить своё свободное население в том, что репрессии, когда они необходимы, есть борьба за свободу. Так же и в международной жизни все войны (например, бомбардировка Югославии, или разгром Ирака) сегодня затеваются исключительно ради свободы и демократии. У нас же в России даже и до сих пор всё еще бытуют романтические представления о свободе, которые с реальной действительностью падшего мира ничего общего не имеют. Поэтому наша борьба за свободу, как правило, ведет к разрушительным последствиям.
Если же человек действительно хочет жить по нравственному закону, то он обращается к покаянию, и встаёт на путь преодоления своего внутреннего разлада. Каждый из нас свободен в своём выборе добра и зла. Вы спрашиваете, как можно жить, не нарушая нравственных норм? Ответ на это очень простой: не надо их нарушать, и всё. Проблема остаётся только в том, что в результате мы можем иметь в своей жизни некоторые неудобства. На этом пункте и начинается раздвоение. Чтобы его избежать, нужно выбрать что-то одно. Никто не может служить двум господам, - говорит Евангелие. - Не можете служить Богу и маммоне (Матф.6:24). Приходится выбирать: или стремиться к Богу и жить по совести, или стремиться к удобной жизни этого мира.
Надо сказать, что раздвоения личности человек мог бы избежать в обоих случаях. Но на практике грех и добродетель, как правило, одновременно присутствуют в нашей жизни. Мы или грешим, но всё-таки задумываемся о совести, - или пытаемся жить по совести, но страдаем из-за своих грехов. Однако люди со здоровой психикой, и верующие, и неверующие, живут при этом хотя и не идеальной жизнью, но соответствующей своему реальному состоянию и внешним обстоятельствам, т. е. находят некоторый баланс между своими раздвоенными стремлениями. Это хранит человека от болезненного разлада с самим собой, а главное - оставляет открытым путь покаяния и веры. Здесь не надо придумывать ничего искусственного. Когда на этом пути вы действительно почувствуете, что давать взятку за то или иное незаконное благо, это грех, противный вашей совести, вы реально сможете её не давать.
Надо сказать, что христианство не имеет общественно-политических задач. Однако оно открывает перед человеком возможность искренней жизни в заповедях Божиих, и тем ведет к благим переменам во всех сферах жизни. «Повсеместная практика» обязательно будет видоизменяться там, где работает или служит верующий человек.
|