3095:


    Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разобраться, а то я не понимаю: как общаться так, чтобы не ущемлять ни собственную свободу, ни свободу других людей? что значит "хранить свою свободу"? и почему человек теряет свободу только в браке? Ведь у человека есть обязательства перед родителями (уважать, помогать), а перед друзьями их разве нет - помочь в беде и т. д. или это может быть только по желанию? неужели, например, если моему другу плохо, а я отказываюсь помочь, это нормально, в этом нет греха? В каких книгах можно прочесть об этих вещах подробнее? Заранее спасибо.

 
:


Под словом свобода можно понимать самые разные вещи. Абсолютно свободным человек на земле быть не может, и даже невозможно понять, что это такое. Мы всегда связаны многими внешними обстоятельствами, а главное - нравственным законом. Однако именно нравственный закон и вера могут привести человека к настоящей свободе. Но эта свобода от греха, которой обладали Святые, малопонятна нам, грешным людям. Поэтому, когда мы говорим о свободе, то имеем в виду, как правило, лишь земные обстоятельства нашей жизни.

Именно так мы говорим о том, что до вступления в брак человек имеет свободу от тех обязательств, которые брак на него накладывает. Эту свободу до своего решения вступить в брак надо хранить, ибо она дает возможность нормального общения, и оставляет человеку жизненную перспективу и надежду. Теряем мы её из-за нецеломудренного поведения, а иногда и прямого блуда. Вне брака близкие отношения не имеют настоящего смысла, и не приносят радости и любви, - но неминуемо накладывают тягостные обязательства, которые угнетают совесть человека, и заставляют его страдать.

Сохраняя же целомудрие в добрачных отношениях, человек сохраняет свободу от брачных обязательств. Однако это, конечно, не освобождает его от других нравственных обязательств в жизни. Эти два утверждения совсем не связаны между собой. Здесь мы имеем дело с простой логической ошибкой, и произвольно переносим суждение на вещи, к которым оно не относится. Мне приходилось слышать мнение, что при советской власти специально не преподавали логику ни в школах, ни в институтах, - ибо всякая демагогия основана именно на её отсутствии. Может быть, мы и до сих пор пожинаем плоды этого воспитания.

Но главная наша беда состоит в потере веры. Не имея реальной веры, человек не может уповать на Бога, и, как правило, пытается хвататься за других людей. При этом он часто попадает в психологическую зависимость, или пытается сам нравственно подчинить себе других. Это может происходить во всех областях человеческой жизни – от брачных отношений, до псевдорелигиозных. Например, человек может находиться в психологической зависимости от начальника на работе, и бояться его. Все вожди тоталитарных режимов, так же как и создатели сект, пытаются господствовать над психикой своих подчиненных. Нередко человек пытается создать из себя образ, например, честного и доброго человека, - и сам поставляет себя в зависимость от мнения людей и их отношения к нему. Даже в семье место любви иногда занимает психологическая зависимость одного супруга от другого, и даже страх.

Подобная зависимость рождает ложные отношения, которые с христианской точки зрения являются грехом, причем с обеих сторон. Освобождение же от них совсем не означает освобождения от нравственных обязательств по отношению к людям. Наоборот, искреннее отношение и любовь к ближнему возможны только тогда, когда человек нравственно свободен, и не повязан ложными отношениями.

Однако смысл этой свободы мы можем постигнуть только через покаяние и веру. Просто так, вне христианской традиции, научиться ей нельзя. Без веры человек всегда её теряет, и часто даже не замечает этого. Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Иоан.8: 31,32). Евангелие – это и есть та Книга, в которой написано о свободе.

БРАК - Общение до брака - Свобода в добрачных отношениях