3059:


    Батюшка, благословите.
    Разъясните, пожалуйста, как относиться к следующему обычаю. Некоторые православные, посещая святые места, в частности, канавку Божией Матери в Дивееве, берут с нее землю, настаивают на воде и воду пьют. В дискуссии на эту тему высказывались разные мнения, начиная от того, что это - язычество, и кончая тем, что людям по вере дается исцеление, и это - такой благочестивый обычай в Церкви, и земля, взятая со святого места, сама освящается и освящает человека. Я читала, что мусульмане также имеют обычай брать землю из святых пещер, разбавлять ее святой водой и пить. На мой вопрос, чем отличается обряд поедания земли у мусульман от обряда поедания земли у христиан, мне ответили, что тем, что мы верим в истинного Бога, а они - нет. Я что-то не могу все это выстроить в своей голове, что здесь истина, а что - ложь. Ответьте, пожалуйста. С уважением.

    Раиса

 
:


Формальную черту, отделяющую благочестивое поклонение святыне от попытки использовать её магические свойства провести трудно, потому что на самом деле она лежит в сердце человека. Люди могут внешне делать одно и то же, но вкладывать в свои действия совершенно разный духовный смысл. Но если всё-таки условно эту черту провести, то она пройдет где-то по границе между простым поклонением святыне и стремлением произвести с ней какие-то кулинарные или химические действия. Поэтому я думаю, что попытки делать настойки на святыне и лечить ими болезни находятся за пределами традиции Церкви. Следующим этапом на этом пути, очевидно, будет рецепт: добавить туда чесночка и соли, и кипятить пятнадцать минут.

МАГИЯ И КОЛДОВСТВО, СВЯТЫНЯ