Здравствуйте, уважаемый батюшка Александр. Скажите, пожалуйста, совместимы ли понятия сокрушения сердца, покаяния и сожаления о своих грехах для грешного человека с сохранением при этом душевного спокойствия? Дело в том, что как человек эмоциональный, когда думаю и сожалею о своих прегрешениях, у меня начинает физически болеть сердце, а врач запрещает негативные эмоции как раз из-за проблем с сердцем. Может быть, такая эмоциональная реакция как раз из-за страстности натуры. Возможен ли анализ своих грехов и сокрушение о них без такой вот эмоциональной реакции, без эмоционального надрыва, если можно так сказать, а со спокойным духом, а значит и сердцем? Простите, если вопрос нелепый. Спасибо вам!
А.
|
Покаяние возможно только без истерики и эмоционального надрыва. В противном случае это не покаяние, а скорее продолжение греха, но уже на уровне воспоминаний и эмоций. Покаяние же ведет к миру души и её покою. Собственно, именно отсутствие покаяния является причиной всех наших нервных состояний и эмоциональных стрессов. При воспоминании о грехах уязвляется наша гордыня, и неминуемо начинаются болезненные явления, - самоистязание, комплексы, уныние, и пр. Поэтому я бы не советовал вам анализировать свои грехи, и мучить себя. Вместо этого надо именно раскаяться в них, и при этом тепло уповать на милосердие Божие. Тогда сердце человека расширяется, как иногда говорится в Священном Писании, - т. е. оно получает облегчение, избавляется от болезненных эмоций, и обретает покой и утешение в Боге. Оно, конечно, сокрушается о грехах, но без болезненности и без надрыва, имея всякое утешение от Господа, и теплое упование на Его неизреченную милость.
Но для этого необходима вера в Евангелие, которое, собственно, и является благой вестью о милосердии Божием, и прощении грехов.
Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас, - говорит Господь (Матф.11:28).
|