2987:


    Прочитав ответ на вопрос 2963, я была просто в недоумении, даже просто возмущена! Во-первых, отец Александр, я никого нигде не осуждала, во-вторых, говорила не о себе, и не надо проецировать этот вопрос именно на меня и наговорить, будто я пытаюсь доказать, что постоянно являюсь объектом для соблазна! Я задала конкретный вопрос, а вы ответили пространными фразами абсолютно не об этом. Причем вы сами же и осуждали! Вопрос был конкретным! Если человека Бог создал красивым, то какой-нибудь другой человек уж точно соблазнится, я не могу понять, в чем вина того человека, который "соблазнил" вот таким вот образом (природной красотой), и почему ему лучше бы повесить мельничный жернов на шею и быть утопленным... в чем он-то виноват? Вообще, от многих ответов я тут, мягко говоря, не в восторге, такое ощущение, что вы отвечаете, лишь бы отвязаться, а не реально помочь человеку... простите, можете не отвечать.

 
:


За вашим восприятием помещенного на сайте ответа стоит очень важная проблема. Речь идет о том, какой смысл вообще мы вкладываем в общение через интернет.

Возможность получить ответ от священника через интернет с самого начала понималась как помощь на пути к вере и Церкви. Искреннее стремление человека найти этот путь часто натыкается на многие недоумения и соблазны. Большинство из нас воспитаны так, что понять духовную традицию Церкви нам бывает очень непросто. Сама инициатива создания сайта пришла от Евгения Юрьевича Мазепы, директора компании «Контакт», человека вполне мирского. Он, тем не менее, наставлял меня такими словами: конечно, интернет храма не заменит, но поможет многим до него дойти!

Если бы наша деятельность шла только в этом русле, то она оставалась бы вполне понятной. Но в реальной жизни произошло нечто другое, и большинство вопросов приходит с просьбами помочь разобраться в конкретных жизненных проблемах. Более того, именно те вопросы, на которые и подразумевалось изначально отвечать, например, о вере и науке, или вере и литературе, приходится иногда откладывать пока в сторону, с надеждой, может быть, когда-нибудь к ним вернуться.

Как отвечать через интернет на вопросы о конкретных духовных, а иногда просто жизненных проблемах - вопрос, на самом деле, очень непростой. Дело в том, что такие вопросы надо решать в русле реальной приходской жизни, и нормального общения с духовником. Иногда это называют литургической жизнью, подразумевая, что регулярная исповедь и причастие очищают сердце человека, и помогают ему на пути к Богу. В духовной жизни не бывает ничего законченного и статичного. Это всегда именно путь, и каждый идет по нему так, как может. Все мы много ошибаемся, многого не понимаем, и иногда требуется немалое время, прежде чем человек осознает свою проблему, и сможет исправить своё заблуждение или ошибку. На этом пути нам помогает сам Господь. Перед священником же стоит задача помочь именно в том, в чем человек нуждается в данный момент. Но такая возможность существует только при непосредственном общении.

Если же попытаться выяснять свои проблемы через интернет, то мы сразу сталкиваемся с трудноразрешимыми противоречиями. Далекий от понимания христианской духовной традиции человек, сам того не подозревая, нередко задает вопрос непомерной сложности. Если бы попытаться дать на него систематический ответ, то надо было бы сначала изложить основы православной веры, познакомить человека с духовной традицией Церкви, потом в этом свете объяснить его ошибки и заблуждения, и посоветовать, как их исправить. В реальной жизни этот процесс может занять несколько лет. Нам же предлагается сразу разрешить проблему через короткий ответ на сайте.

Но и уклониться от ответов никак нельзя. Раз человек обращается со своим вопросом в Церковь, не дать ему никакого ответа, или дать ответ формальный и поверхностный, мы, по существу, не имеем права. Я стараюсь отнюдь не подменять собой приходского священника, и всегда пытаюсь направить человека туда, где он мог бы решить свои проблемы, т.е. в храм. Если же всё-таки приходится отвечать, то ответ на сайте приобретает общее значение. Хотя он и адресован всегда конкретному человеку, и является ответом на его конкретный вопрос, в рамках интернета он неизбежно обобщает проблему, и стремится быть понятным и полезным для всех. Ситуация тоже принимает обобщенный характер, и принимается такой, как она описана в вопросе. При этом в жизни она может быть совсем другая, ибо задавая вопрос человек, обычно, о многом умалчивает. Так, и в заданном вами вопросе о реальных проблемах, которые за ним стоят, можно только догадываться. Почему вдруг человеку пришла в голову болезненная мысль о том, что кругом все соблазняются, так что даже впору одевать на голову пакет? Ведь большинство людей, будучи достаточно красивыми, совсем из-за этого не переживают. Может быть, какие-то слишком строгие требования предъявляет ваш духовник? А может быть, вы вообще далеки от Церкви, и просто сами читаете Евангелие? Последнее вполне вероятно, потому что от понимания Евангелия ваши рассуждения очень далеки. Соблазн вы понимаете только в мирском смысле - как блудный грех. Однако в Евангелии понятие соблазна гораздо шире. В словах же о том, что горе тому, кто соблазнит одного из малых сих, речь идет о детях, или, в более общем смысле, о простых и смиренных людях. А предостережение не соблазнять их имеет смысл не обижать, не унижать, и не отводить от веры. Но начинать объяснять Евангелие в своём ответе было невозможно, потому что из него совсем не следовало, что именно Евангелием вы интересуетесь. Вы даже не сделали ссылку на конкретные слова, которые вас так возмутили.

Понятно, что вопрос содержит лишь эмоции. Но что именно вас так уязвило, и какие соблазны вас на самом деле постигли, - можно только догадываться. Разобраться же по существу в этом можно только в личном общении. Тогда, действительно, можно было бы постепенно, в меру восприятия человека, постараться ему помочь. Но я имею дело не с человеком, а с вопросом, который уже задан, и требует ответа. Поэтому отвечать приходится по существу вопроса, а это значит, указывать на его противоречия, - и на путь покаяния и веры. Ответ через интернет в этом смысле можно сравнить с образом в художественной литературе. Образ всегда должен быть истинным – но он условный, и ни к какому человеку прямо не относится. Общая форма ответов даёт возможность, например, со временем их несколько редактировать и исправлять, чтобы посетитель сайта мог почерпнуть из них больше пользы.

Поэтому человек, который задает вопрос, должен быть готов к тому, что ответ может быть написан по существу, даже если этого он совсем не хотел. Такой ответ может принести существенную пользу, но может и вызвать лишь недовольство. Отвечая на вопросы о вере, никак невозможно избежать того, что в Евангелии грозно названо духовным мечем, который разделяет любовь к Богу, и заботы этого мира. Для человека, обращающегося к вере, как сказал прп. Петр Дамаскин, видение множества своих грехов, как песка морского, является признаком выздоровления души. Однако у человека, живущего только этим миром, разговор о грехах вызывает лишь раздражение, и желание оправдаться.

Общение на сайте дает уникальную возможность несколько приоткрыть сокровенную духовную жизнь, которой живёт Церковь. Интернет подразумевает определённую безличность и вопроса. Человек открывает свои внутренние проблемы, но никто не знает, о ком идет речь. На самом деле ведь ваше беспокойство о том, что ответ обличает именно вас, лишено всякого смысла. Ответ относится именно к тому, о ком вы спрашивали. Если вы спрашивали не о себе, а, скажем, о своей подруге, то именно к ней и относится ответ. Читатель ответов на сайте имеет дело лишь с проблемой, которую поднял неизвестный ему человек. Читая ответы, он может вежливо спрашивать: по ком звонит колокол? Если же человек увидит, что колокол звонит о нем, то ответы, могут помочь ему найти путь к покаянию и вере. В этом смысл ответов через интернет.

Надо сказать, что как раз в ответе на ваш вопрос была подчеркнута условность его содержания. Ответ был написан в сослагательном наклонении. "Если бы вы внимательно посмотрели в свою совесть, , то увидели бы совсем другую картину", - написано в самом его начале. «Надо сказать, что на этом пути вам стало бы стыдно и за сам этот вопрос», - написано ниже. Одной из главных в ответе была мысль, что на самом деле в вашем состоянии нет ничего удивительного. В подтверждение были приведены слова апостола Павла, и мысли из книги псалмов. "Такого состояния не избегает ни один человек на земле, пока не обратит своего сердца к покаянию и вере", - написано в конце вопроса. Этим снимается осуждение даже с виртуального автора вопроса, - говорится совсем не о нем, а обо всём людском роде.

Вопрос, действительно, был задан не о личной проблеме, и его вполне можно было бы истолковать лишь как желание поговорить на интересную тему. Но такого рода абстрактные рассуждения ни к чему не приводят. Можно бесконечно философствовать о соблазнах, и ни на иоту не приблизиться ни к покаянию, ни к вере. Этим, собственно, и занимается весь мир, который реального пути покаяния и спасения своей души совсем не ищет. Однако наш сайт посвящен именно проблемам спасения и веры. Поэтому я не стал отвлеченно рассуждать о соблазнах и пакетах на голове, а написал ответ исходя из того, что конкретный человек спрашивает о своей проблеме.

Обратиться к покаянию и вере, действительно, очень трудно. Здесь нам предлагается сделать нечто совершенно противоположное тому, чем живет мир. Мир обычно возмущается, когда ему говорят о грехе, - что сделали и вы в своей реплике, - и одновременно совсем не интересуется возможностью из грехов выйти. Христианство же предлагает, наоборот, увидеть свой грех, и говорит о том, как найти путь к очищению своего сердца. Об этом, собственно, и был написан ответ, - хотя ничего такого вы, действительно, не спрашивали. Однако лишь на этом пути человек может найти решение проблем, которые реально стоят перед ним.

ВЕРА - Путь к вере, САЙТ - Смысл ответов на сайте