С вероучительных позиций Церковь всегда обличала языческую и магическую подоплеку мифов. Но в рамках народной культуры она, как правило, терпимо относилась к мифам и волшебным сказкам, не содержащим определённого духовного учения, и никогда не пыталась отнять эту забаву у детей. Сказки не являлись пропагандой колдовства или язычества, и добро в них всегда побеждало зло. Нет этой пропаганды и в русской классической литературе. Большинство писателей было воспитано на здравых духовных основаниях христианской традиции. Хотя многие из них и заблуждались в поисках истины, - они все же искали её, как правило, совсем не в языческих культах или колдовстве.
Надо заметить, что «Вий» и «Вечера...» не являются детскими сказками. Это сказки для взрослых. Вопрос о том, как дети могут понять иронию Гоголя, и оценить, например, сцены у Солохи, - это общая проблема преподавания литературы в школе. Что же касается мистических сцен, то они, как и народные сказки, не несут вероучительной нагрузки, и вряд ли нормальный человек будет пытаться сделать из Гоголя сатаниста. Слишком много в его произведениях здоровой иронии и добрых людей, которые твердо верят в Бога и открещиваются от лукавого, хотя иногда и грешат неумеренным употреблением горилки. У внимательного читателя даже возникает догадка, что во многих случаях происходящая с ними дьявольщина имеет своей причиной именно эту неумеренность.
С какого возраста дети могут понять такие тонкости взрослой жизни - это вопрос, который должен бы был постоянно мучить сотрудников министерства образования и учителей. Совершенно очевидно, что многие произведения литературы, изучаемые в школе, по существу не могут быть адекватно восприняты учениками. Но если о них совсем не упоминать, то человек может вообще никогда ничего не узнать о Гоголе. Особенно это злободневно в наше время, когда легкодоступные зрелища и соблазны вообще почти вытеснили серьёзную литературу из духовного мира и детей, и взрослых.
К сожалению, фильмы по упомянутым вами произведениям я не смотрел, или смотрел очень давно, так что не могу сказать о них ничего определенного. Но думаю, что в них нет какой-то пропаганды ложных учений, и здесь мы имеем дело со сказкой (хотя и не совсем для детей), или, как писал сам Гоголь о «Вие», с народным преданием. Стоит ли их смотреть вашим детям - решать надо вам.
|