Вера принимает Евангелие так, как оно написано. Однако человек может воспринимать событие не только как его целостный образ, но и разделять его на составляющие. В последнем случае мы имеем дело как бы с отдельными гранями целостного явления.
Поэтому и в описании образа нашего спасения, как у Святых Отцов, так и в богослужебных текстах, часто одно и то же событие как бы «обыгрывается» – показывается с разных сторон, подчеркивается та или иная его черта. Нам предлагается как бы система образов. Каждый из них, хотя и несёт в себе некоторую условность и ограниченность, может помочь приблизиться к целостному пониманию веры. Например, об одном и том же дереве можно сказать, что оно высокое, а с другой точки зрения - зеленое, а с третьей, например, что густое. Так в традиции и учении церкви существуют разные мысли о спасении, которые, однако, не противоречат друг другу. В этом смысле мы можем говорить, как вы пишете, о «юридической» стороне спасения, и об его «органическом» воплощении в нашей жизни. Но при этом надо понимать, что мы имеем дело только с отдельными мыслями или образами, которые лишь помогают нам принимать веру в Христа во всей её полноте и целостности.
Если полноту веры мы сведём к «юридической» или «органической», говоря вашими словами, теориям, то отойдем от Истины. Полнота учения может быть постигнута только целостной верой, примером которой нам поставлена вера детей. Дети обычно не путаются в логических противоречиях, а воспринимают веру просто, как она есть. От мудрых же и разумных, которые хотят разложить её по полочкам, она часто бывает сокрыта (Матф.11:25).
|