Откуда я могу знать, как общаться молодым людям до свадьбы? Придумать подобные традиции искусственно, да еще от лица Церкви, невозможно. Церковь никогда не изобретает своей специфической мирской культуры. Это совсем не её задача. Люди женятся так, как это принято у них, а вера может только придать благой смысл сложившимся обычаям, и удержать от обычаев ложных – например, безнравственных, или сохраняющих языческий смысл. Конечно в России, как и в любой другой стране, в своё время сложились традиции народной жизни. Каждый юноша и девушка, как в высшем обществе, так и в простом народе, знали, как принято себя вести, и что является дурным тоном, или грехом. Причем строились эти обычаи на нравственных основаниях христианской веры. Однако в современном мире, и особенно, может быть, у нас, традиции народной жизни почти полностью разрушены. Поэтому проблема действительно существует. Однако придумать народные обычаи искусственно Церковь, как уже говорилось, не может. Тем более невозможно сформулировать их как систему запретов.
Любой верующий человек знает, что сожительство до брака является грубым грехом. Однако идя к браку, люди идут именно к супружеским отношениям. Каждый идет этим путём так, как может. Некоторые даже целуются. Впрочем, подсматривать за ними и потом читать нравоучения я бы вам не советовал. Воспитывать правильное нравственное отношение к жизни надо всю жизнь, начиная с детсадовского возраста. А когда дитё уже заводит брачные отношения, вмешиваться в них, как правило, бывает делом злым и разрушительным. Можно, конечно, и даже нужно, несколько присматривать за молодыми людьми, в соответствии с теми нравственными нормами, которые сложились у вас в семье, и в которых ваши дети воспитаны. Скажем, в определённых ситуациях постараться не оставлять их одних, чтобы не спровоцировать на грех. Однако надо понимать, что уследить до конца за молодёжью невозможно, и здесь нам приходится надеяться лишь на то, что удалось в них вложить всей предыдущей жизнью, - и на Бога.
За каждым нашим действием или поступком стоит определённый нравственный смысл. Именно о нём надо позаботиться, если мы хотим, чтобы отношения молодых людей развивались в правильном русле. Придумывать же систему запретов: что можно, а что нельзя, - это издеваться над здравым смыслом. Формальные запреты и разрешения всегда можно перетолковать, как угодно. Например, запишем мы пункт: «можно взять девушку за руку». Прочитав его, иной исполнитель правил может так схватить её за руку, что напугает до смерти, да еще не будет отпускать, - правило ведь это разрешает. Придется ввести пояснение, с какой силой можно брать девушку за руку, и сколько времени позволено держать. Далее надо ввести указание, что прежде чем взять за руку, надо предупредить. Тогда этот пункт может быть сформулирован так: «прежде чем взять девушку за руку вы должны предупредить её, и указать при этом силу, с которой намереваетесь жать руку, и время удержания руки». Ну и, соответственно, надо будет привести список возможных нарушений (грехов). Например: «взял за руку, забыв предупредить». Или: «не засек время, сколько держал руку (а девушка визжала)», - и проч. Но трудно предположить, что по подобным пунктам можно построить взаимоотношения, которые привели бы к браку.
Поэтому, как это ни трудно, основывать свои взаимоотношения молодые люди могут лишь на нравственном чувстве, и заповедях Божиих. Хотя образцы для хорошего поведения можно увидеть в историческом опыте христианских народов. Культура и традиция народной жизни (правда, в основном высших классов общества) отражена, например, в русской классической литературе. Она, несомненно, содержала в себе много прекрасных правил хорошего тона. В изменившихся условиях прямо скопировать их невозможно, но всё-таки современным молодым людям хорошо было бы ознакомиться с ними - хотя бы для сведения. Однако реальная жизнь всегда состоит не столько в формальном следовании правилам, сколько в исключениях из них. Основой же поведения человека всегда была та нравственность, которая стала определяющей в его душе. Вспомните, например, героинь «Войны и мира» - непосредственную и нарушающую многие правила Наташу Ростову, и холодную красавицу Элен, которая никогда ничего внешне неприличного не делала. Поэтому и наша задача состоит в том, чтобы восстановить в своей жизни (в первую очередь в жизни своей семьи) истинную христианскую нравственность. Тогда дети смогут понять, что это такое, и принять её своим сердцем. А вырастая, они смогут положить её в основание своих взаимоотношений – и перед браком, и после него. Одними формальными запретами и разрешениями эту проблему не решить.
|