Здравствуйте, Д....
Конечно, ни святые, ни, тем более, сам Господь, не нуждаются в наших похвалах в том смысле, в котором спрашиваете об этом вы. На небе никому не нужно наше лицемерие. Оно существует только в земной жизни падшего человеческого рода. Общаясь с такими же, как мы, людьми, мы, действительно, постоянно льстим друг другу, чтобы добиться расположения, а то и просто что-то получить для себя. Так же стремимся и сами получать похвалы, ибо они тешат наше тщеславие, и являются для нас выражением успеха, влияния и власти. Иногда мы даже принуждаем человека себя хвалить, чтобы поставить его на место, и напомнить ему о том, кому он всем обязан, как вы написали. Но на самом деле похвала может иметь и совсем другой смысл, лишенный всякого лицемерия или лжи. Даже и на земле иногда присутствует истинное и благородное стремление воздать должное тому или иному человеку, и это становится совершенно необходимо как для совести того, кто эти похвалы воздаёт, так и для самой истины, гармонии и любви в человеческих отношениях.
Славословие же Господа тем более может иметь благой и истинный смысл. Оно присутствует в наших молитвах, потому что это естественное чувство, рождающееся из правильной мысли о Боге. Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя его вкупе, - говорит псалмопевец (Пс.33:3). Это выражение нашей веры, и, если хотите, нашего душевного здоровья. Раз человек славословит Творца, значит, он со смирением принимает Его волю, не унывает, не отчаивается, не теряет веру и надежду на спасение. Так же и славословие Богородицы и святых является необходимым выражением нашей любви и общения с ними, без чего реальная вера невозможна. Хочется еще раз подчеркнуть, что здесь не идет речь ни о нашей земной лести, ни, тем более, о стремлении утвердиться в своей беспомощности. Эту последнюю мысль, на мой взгляд, принимать особенно опасно, ибо внушить себе мысль о своей беспомощности, означает обречь себя на тяжелые психологические проблемы.
Также и прошения о своих нуждах в молитве нужны, конечно, совсем не для того, чтобы Бог узнал о них. Ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (Матф.6:8). Смысл их, конечно, совсем не в том, чтобы непременно что-то выпросить у Бога. Прошения в православных молитвах, если вы внимательно прочитаете их текст, имеют гораздо более глубокий смысл.
Положим, я читаю приведенные выше слова Евангелия и понимаю, что мой Небесный Отец знает все мои земные нужды. Но сам я еще остаюсь грешным человеком, страсти живут во мне, и желания иметь именно то или другое меня не покидают.
Я могу попытаться себе внушить, что надо усилием воли их отбросить. Но реально это сделать я не в силах. Пытаясь внушить себе, что я их отбросил, я остаюсь только со своей ложью, и не могу открыть своего сердца Богу. Поэтому у меня есть только один искренний путь: предавая себя полностью в руки Божии, я открываю Ему своё сердце, и всё же приношу те желания, которые реально есть. Речь здесь идет, конечно, не о греховных желаниях, а о тех, которые представляются мне вполне нормальными и даже добрыми.
Часто бывает, что желания сердца, изливаемые в молитве, долго не исполняются, или не исполняются совсем, - и тогда человек живет с неким внутренним страданием. Это и есть в каком-то смысле несение своего креста. Но истинная молитва всегда привлекает любовь Божию, которая, не смотря на страдание, вызванное греховным несовершенством человека, всё-таки утешает его сердце, и дает идти по пути веры.
Разрешиться эта ситуация может по-разному. В результате некоторого внутреннего труда, терпения, несения своего креста, молитвы, действия на душу благодати Божией, особенно в таинствах Церкви, человек может как бы оттаять душой, и со временем действительно возлюбить волю Божию больше своих желаний. Таким образом, он исцеляет свою душу от страдания. Но бывает, что Господь исполняет желания, и таким образом приводит наше сердце к умилению и благодарности Богу, т.е. тоже исцеляет его, и даёт мир.
Вне духовной традиции Церкви человек, действительно, встаёт перед логической дилеммой: или, во что бы то ни стало, требуй у Бога исполнения своих желаний, или забудь о них. Но ни то, ни другое, на самом деле он сделать не может, и такая постановка вопроса может стать для него скорее путём к душевному расстройству, чем к спасению.
Нам, православным христианам, вера открывает иной путь ? нести свой крест, терпеть, трудиться, молиться и уповать на Бога. При этом, не смотря на своё несовершенство, и терпение некоторой скорби, мы имеем душевный мир и надежду. Надо сказать, что и любой нормальный человек, даже далекий от понимания христианства, обычно поступает так же. Он рассуждает примерно следующим образом: «конечно, хотелось бы мне и того, и другого, и третьего, я и стараюсь это получить, но если не получу, придется, хочешь не хочешь, смириться. А куда денешься?». Но только реального утешения и надежды, не имея веры, он на этом пути не имеет. Поэтому желания часто всё-таки побеждают здравый смысл, и приводят к большим проблемам.
Да поможет вам Господь найти путь веры, который утешает сердце, и дает надежду. Это всегда чудо, - но оно всегда даётся верующему человеку, если он действительно ищет Бога.
|