2672:


    Доброго времени суток, уважаемый о. Александр.
    Скажите, что именно в церковных традициях означают поминания об усопших на 3, 9, 40 дни? Вернее, почему именно в эти дни поминают? Что происходит с душой в эти дни? Я слышал, что на 40-й день определяется, где будет находиться душа до Страшного Суда, прав ли я? И расскажите, пожалуйста, вкратце, что такое мытарства. Я прочитал в книге про жизнь Лаврентия Черниговского, где он говорил, что мытарства могут длиться и более 40 лет, что душа может на сороковой день быть еще не определена - где именно она будет находиться. И еще, скажите, насколько душе усопшего может помочь поминание в церкви?
    Заранее спасибо!

    D.
 
:


Что нам думать о том, насколько душе усопшего может помочь поминание в Церкви? Если мы любим человека, то даже малая надежда заставит нас делать то, что может ему помочь.

О поминовении в первые дни после смерти посмотрите в ответе на вопрос 2603. Смысл его в том, что время поминовения установлено для нас, живущих на земле, и, следуя этой традиции, мы принесем пользу нашим умершим и утешение себе. Существуют благочестивые предания Церкви о том, что происходит с душой в эти дни. Но это лишь образы для нас, ибо в вечности нет дней в нашем земном представлении, и как на самом деле происходит суд над душой, мы можем представить только с помощью земных образов. Поэтому и преподобный Лаврентий Черниговский мог сказать, что мытарства, т.е. прохождение души неких испытаний после смерти, могут длиться и больше сорока лет. Само понятие о мытарствах взято из видения о мытарствах преп. Феодоры, описанных в житии преподобного Василия Нового. Их описание – это тоже образы для нас, которые говорят, что душа наша будет испытана после своего исхода из тела. О мытарствах я бы посоветовал вам прочитать в «Слове о смерти» святителя Игнатия (Брянчанинова).

МЫТАРСТВА, ПОМИНАНИЕ - Усопших - 3, 9, 40 дни, СМЕРТЬ - 3, 9, 40 дни после смерти