2649:


    Уважаемый о. Александр, благословите!
    Сейчас идёт Петров пост. На сайте "Библиотека православного христианина Благовещение" при храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке (адрес http://www.wco.ru/biblio/books/calpos7/H1-T.htm) написано насчет Петрова поста: "Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни - рыба, грибы, крупы с растительным маслом."
    А на сайте Сретенского монастыря нижеследующее: "Петров пост относительно нестрогий. Кроме среды и пятницы на трапезе разрешается рыба." http://www.pravoslavie.ru/put/050629133452
    Но на том же сайте: "Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница: во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня - по понедельникам, средам и пятницам - воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба." http://www.pravoslavie.ru/put/010608123048
    Православный календарь на сайте Pravoslavie.ru придерживается именно последней цитаты. В этом календаре большинство вторников и четвергов Петрова поста рыбу есть нельзя, равно как и в одно или два воскресения.
    Я задавал этот вопрос редактору того сайта по электронной почте, но ответа не получил. Разъясните, пожалуйста, каждый ли вторник, четверг, субботу и воскресенье Петрова поста можно есть рыбу, или всё же имеются ограничения?
    Спаси Господи!

 
:


Относительно меры поста лучше всего посоветоваться со своим приходским священником, ибо соблюдение уставных тонкостей, как правило, совершенно невозможно для обычного мирского человека. Да и разобраться в них он не может. Даже изложение устава в разных источниках, которые, например, приводите вы, может выглядеть достаточно путано и противоречиво.

Я думаю, что самый разумный совет для мирского человека приведен в первой цитате из сайта Сретенского монастыря: «Петров пост относительно нестрогий. Кроме среды и пятницы на трапезе разрешается рыба». Так же описывается Петров пост, например, еще в дореволюционном издании «Настольной книги священника» проф. Булгакова. Если же попытаться более точно изложить ныне принятый Устав, то рыбу можно есть в субботы и воскресенья, а также в будние дни, кроме среды и пятницы, если на них попадает память особо чтимых святых, которым в Типиконе положена не менее чем славословная служба. Поэтому для того, чтобы объяснить, когда можно есть рыбу, нужно сначала объяснить, что такое Типикон, и что такое славословная служба. Для человека, который ежедневно выслушивает в храме суточный круг богослужения (например, для монаха), это может быть естественно и понятно. Но если человек никогда не заглядывает в Типикон, не знает, как он устроен, каким святым положена служба в тот или иной день, и какой знак они имеют, а храм посещает только по воскресеньям и большим праздникам, (как, в основном, и делает большинство прихожан), - то ему очень трудно будет следовать точным предписаниям Типикона.

Поэтому предпринимаются попытки, опуская и Типикон, и службы, и память святых, - т.е. всё главное, что содержит Устав, - составить таблицы: когда есть рыбу, а когда не есть. Человеку, таким образом, предлагается крайне невежественная форма фарисейства: ничего не понимать, но соблюдать некую букву, думая таким образом спастись. При этом и сама буква нередко нарушается, ибо формально составленные таблицы «не замечают» грубых ошибок, которые становятся очевидными лишь при действительном следовании Уставу, - не только в посте, но и богослужении, и вообще в жизни. По-видимому, так произошло и с одним из упомянутых вами источников, который содержит нелепый запрет есть рыбу в одно или два воскресенья, как вы пишете. Произойти так может, например, потому, что данные о днях памяти святых формально перенесли с прошлого года на этот, и они наложились на другой день недели.

Почему авторы сайта «Библиотека… Благовещение», вводя самые строгие указания Устава насчет сухоядения в среду и пятницу, делают поблажку для понедельника относительно горячей пищи, но без масла, - неизвестно. В ныне принятом Уставе, который говорит о посте в своей 33 главе, этого нет. Но одновременно они не распространяют на понедельник разрешение на рыбу для дней памяти особо чтимых Святых, о котором говорится в этой главе. Возможно, здесь мы имеем дело еще с одной особенностью подмены живой традиции формальными правилами: правила эти имеют тенденцию от традиции отходить. Самое плохое, что этому процессу всегда сопутствовало отпадение от самой веры. Так, обличая в неверии фарисеев, Христос приводит им слова древнего пророка: Хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, - говорит Он, - как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого (т. е. оставив учение Закона, учите тому, что придумали сами, - Мар.7:6-8). Христианство же вообще подразумевает совсем иное, чем в ветхом Завете, отношение к традиции. Поэтому попытка свести христианскую традицию к формальному выполнению правил всегда приводит к придуманному благочестию.

Разночтения разных источников иногда могут объясняться также тем, что они описывают конкретную традицию, которая сложилась в определённой местности. Однако в большинстве случаев лучше всего именно эту традицию положить в основание своего поста. Нет никакого вреда для души в том, чтобы со смирением поститься так, как это принято в вашем приходе. Поэтому и начать выяснять, как вам разумно будет поститься, лучше всего с беседы со своим приходским священником. Ибо наша цель состоит именно в том, чтобы поститься в единстве с Церковью, которое человек имеет через единство в своём приходском храме. Так же надо найти благую и полезную для себя меру поста. Всё это возможно только в рамках нормальной приходской жизни. Выяснение формальных требований Устава через интернет, как вы и сами видите, не ведет ни к чему, кроме смущения.

ПОСТ - Учение Церкви о посте, ПОСТ - Петров пост, ПОСТ - И взаимоотношения со священником, ПОСТ - Определение для себя меры поста