Хотел бы я задать вам вопрос: чем духовное единство отличается от духовного родства? Там, где люди едины в Святом Духе, что еще им может не хватать для духовного родства? Трудно сказать, о чем вы хотите спросить, и какая проблема на самом деле стоит перед вами. Лучше всего было бы вам именно об этой проблеме и спросить.
Надо сказать, что термины «духовное единство» и «духовное родство» почти не употребляются в святоотеческой литературе, на которой основана традиция Церкви. Дело в том, что они вводят в наши рассуждения нечто как бы искусственное и не совсем понятное. Так и вы задаёте свой вопрос – а что за ним стоит, неизвестно. Зачем говорить о духовном единстве, если христианство изначально подразумевает единство веры, которое, собственно, и является духовным единством? Именно оно лежит в основании христианской духовной жизни, и позволяет верующим людям составлять из себя единую Церковь. Если человек отпадает от единства веры, то он отпадает от Церкви. Можно было бы назвать это единство и духовным родством, ибо оно подразумевает самые близкие и неразрывные духовные отношения. Но зачем придумывать эти усложнённые рассуждения, если у нас есть изначальные понятия о единстве веры, и о единой святой Церкви?
Но вы, очевидно, подразумеваете какое-то своё, особое единство, которое, как вы думаете, устанавливается между супругами. Но такого особенного духовного единства традиция Церкви не знает. Как уже говорилось, если люди действительно имеют веру, то между ними необходимо существует полное духовное единство, которое можно было бы назвать и родством. Брак к этому единству ничего прибавить не может. Вступая в брак, супруги обязуются хранить телесную и душевную верность друг другу, что может привести их в своё время к единству «душ и телес», как говорится в одной из молитв из чина венчания. То есть они могут прийти к телесной и душевной гармонии друг с другом. Но совсем не духовное единство, которое может быть только плодом веры.
Понятие же духовного родства иногда употребляется в узкоспециальном смысле для обозначения отношений между восприемниками и крестниками. Родством такие отношения называют потому, что они устанавливаются по подобию плотского родства, а духовными – в знак отличия от плотского родства в браке. Главным содержанием этого понятия являются некое поручительство, которое восприемники берут на себя при крещении. Они свидетельствуют перед церковью и Богом, что родители действительно являются верующими людьми, и хотят крестить ребенка для того, чтобы воспитать его в православной вере. О своей вере свидетельствуют и родители, отдавая ребенка для крещения чужим людям, с которыми их объединяют не родственные связи, а только вера. Это духовное обязательство восприемников также нельзя произвольно снять с себя, как и произвольно разрушить плотское родство. Но к единству веры оно ничего не прибавляет, потому что заранее подразумевает существование единства веры между родителями и крёстными. К духовному единству веры никакого другого духовного единства прибавить и невозможно. Такое духовное родство может лишь способствовать более тесным и искренним отношениям между людьми. Подразумевает оно и возможную помощь в воспитании веры у крестников. Однако иногда, к сожалению, может оставаться лишь формальностью, ибо бывает, что крестные и родители оказываются далеки и от искренних взаимоотношений между собой, и от духовного единства, которое даёт вера. Понятно так же, что такое духовное родство не может быть установлено между родителями ребёнка, потому что существует именно как противоположность ему. Оно подразумевает участие именно в духовном, а не плотском, рождении ребенка, которое плотские родители доверяют восприемникам. Делается это, как уже говорилось, именно для свидетельства веры и родителей, и крёстных, которые для того, чтобы крестить детей, должны поставить во главу угла не плотские отношения, а веру.
В духовном единстве должны бы пребывать все верующие люди, вне зависимости от их плотского родства, и родства, которое называют духовным, потому что оно возникает при крещении. Оно является необходимым условием христианской веры. Можно назвать это единство, если хотите, и духовным родством, в котором находятся все, кто наследует Царство Божие. Поэтому верующие люди, когда хотят подчеркнуть истинные духовные основания своих взаимоотношений, называют друг друга «братья и сестры».
|