2600:


    Батюшка, благословите.
    Я совершенно согласна с тем, что даже в отсутствие канонов и правил наша совесть всегда подсказывает нам, когда мы грешим. Мне кажется, что, как правило, нет такого нравственного вопроса, на который мы в глубине души уже не ответили, - но продолжаем спрашивать у священников, чтобы найти какую-то искорку оправдания своим страстям... Но есть у меня и одно сомнение: ведь совесть-то формируется под воздействием разных обстоятельств, и не всегда на сознательном уровне. Например, ребенок, травмированный в детстве, может по любому поводу испытывать бессознательное чувство вины, а кто-то, наоборот, может иметь "притупленную" чувствительность. Можно ли во всех случаях сказать, что сама совесть обличает нас?
    Спаси Господи.

 
:


Бог вас благословит, Ольга!

Нельзя сказать, что совесть формируется под воздействием тех или иных обстоятельств. На самом деле она остается неизменной и притом одинаковой у всех людей. Это глас Божий в нас. Изменяется под воздействием обстоятельств не сама совесть, а наша интерпретация того, что она нам говорит. Поэтому иногда, действительно, можно сказать о преувеличенных нашими эмоциями обличениях совести, или, наоборот, о притупленной, как вы пишете, чувствительности к ним.

Как образец, или идеал требований совести существуют заповеди Божии. Они помогают человеку не извратить то, что он видит в своей совести. Собственно, вера человека выражается именно в том, что он признает правду и святость заповеди, т.е. признает, что заповедь соответствует истинным требованиям своей совести. Если он этого не признаёт, то это означает, что он отвергает Евангелие и не имеет веры.

Возможность не иметь веры, или иметь веру ложную, основана на том, что мы имеем свободу перетолковать голос совести так, как сами захотим. Также и перед другими людьми человек всегда может произвольно интерпретировать то, что говорит ему совесть. Проверить это невозможно, потому что голос своей совести может слышать только он сам - и Господь. Поэтому лишь Господь может судить нас за ложь по отношению к своей совести. Господь испытает праведнаго и нечестиваго, говорится в псалме: любяй же неправду ненавидит свою душу (Пс.10:5).

Поэтому нет ничего важнее для человека, чем искренне слушать свою совесть. Её голос - это высшая мудрость, которая может привести его к Богу. Отвергая же голос совести, человек отвергает Бога, и лишает свою жизнь всякого смысла.

СОВЕСТЬ, ЗАПОВЕДЬ(И) - И вера