Здравствуйте, Батюшка! Вопрос мой возможно специфичен, поэтому попробую конкретнее описать ситуацию. Женаты 7 лет, брак венчан, благословен общим наставником и всеми родственниками, 3 сына, ждем 4-го. Периодически всплывала за все это время, но как-то ослаблялась сложность в отношениях связанная со следующим: Обычно, когда жена осознает себя беременной у нее обостряется желание, чтобы я ограничил нашу физическую близость. Когда оказывается, что мои возможности в этом ограничены и ее ожидания состаиваются не в полной мере, у нее возникает недовольство. В результате я чувствую, что она меня принуждает ограничиться как можно сильнее, а я это переживаю как ее нежелание вообще какой-либо близости, в том числе и душевной, что скорее всего не так, но другого объяснения мы найти пока не можем. В результате у меня обостряется регулярная борьба со грехом прелюбодеяния в мыслях, не говоря о том, что трудно сохранять мир в семье. Получается такая ситуация, что если я перехожу на режим строгого воздержания, то для меня это возможно только при ограничении контакта с женой - спать в другой комнате, не обнимать ее и вообще не проявлять никакой нежности, которая может быть связана с искушением возбудиться. Для нее это тоже угроза лишиться важной заботы. Как быть в такой ситуации, не понятно. Это всплывает регулярно и создает определенные разрушения в отношениях. Как вы считаете - есть ли смысл искать причину таких противоречий, чтобы их устранить или воспринять это как тяжесть семейных отношений, которые надо нести? Если последнее, то в чем найти опору?
|
Бог вас благословит, А…!
Вы спрашиваете, есть ли смысл искать причину противоречий в вашей семейной жизни, или воспринять это как тяжесть семейных отношений, которые надо нести. Это неправильное противопоставление. Тяготы, которые так или иначе присутствуют в браке, конечно, надо нести. Но и причины своих искушений надо стремиться понимать, ибо иначе бороться с ними будет очень тяжело, или даже невозможно. В данном случае прямая причина ваших проблем очевидна. В чем другом она может заключаться, кроме как в нашей похотливости? Вы сами об этом пишете. Что делать – тоже понятно. Надо каяться в грехах, и стараться исправлять с помощью Божией, своё сердце.
Вы и сами говорите о борьбе с помыслами, - т. е. со страстями, которыми оно живёт. Мысль эта в каком-то плане очевидна даже для атеистов, которые, осознанно или нет, в той или иной мере обязательно борются со страстями, ибо нетрудно понять, что просто пойти у них на поводу, – значит быстро разрушить свою жизнь, или вообще погибнуть. Для нас же, христиан, борьба со страстями - это основа веры и духовной традиции.
Страсти нам сразу, конечно, не победить, поэтому приходится потерпеть. Если же в чем-то всё-таки пошли на поводу у своих слабостей, то надо каяться в этом на исповеди. Несение некоторой тяжести в семейных отношениях совсем не противоречит борьбе со страстями. Более того, одно без другого не бывает. Нельзя нести свой крест в семейной жизни, и не бороться со страстями. Так же невозможно бороться со страстями, и не нести свой крест. Только тем, что мы несем свой крест, мы и можем победить страсти. Другими словами, если устранить искусственное противоречие, и борьбу со своими страстями соединить с несением креста, то это и будет путь христианской жизни.
На самом деле вы всё это не только знаете, но в какой-то степени даже воплощаете в жизнь. Однако дьяволу часто удается найти как бы щелку в наших мыслях, и увести их в сторону от истины. Вместо того чтобы нести свой крест и бороться со страстями (что, собственно, и называется христианской жизнью), мы начинаем уклоняться в сложные рассуждения, которые на самом деле имеют лишь одну цель: извинения дел греховных (Пс.140:4). К мысли о невозможности выполнить заповеди клонятся и ваши рассуждения. Однако лучше думать не о том, что заповеди вообще выполнить невозможно, а о том, почему именно я не могу их выполнять. В этом случае, действительно, будет о чем подумать. Также надо постараться лучше понять состояние жены. Ибо самое неприятное из того, что вы написали в вашем вопросе, это то, что нет единомыслия между вами. Вы могли бы вместе нести вынужденное воздержание, и потом возвращаться друг к другу. Однако вы пишете, что при беременности желание ограничить близость у жены лишь обостряется, - т. е. оно присутствует всегда, и вы даже переживаете это как нежелание близости вообще, причем не только физической, но и душевной. Женщина, которая рожает много детей, испытывает большие физические и душевные нагрузки. Однако вам обязательно надо сделать так, чтобы заботы не подавляли её, и она не теряла расположение к вам. Для этого бывает необходимо многое понять и исправить в себе. Но в чем покаяние должно выразиться конкретно, заочно сказать невозможно. Подумать о своих грехах и ошибках надо самому. Осознание их может сделать покаяние более искренним и целостным, - таким, которое действительно врачует душу и исправляет жизнь.
Да поможет вам и вашей жене Господь нести свой крест в браке. Судбы Господни истинны, оправданны вкупе, вожделенны паче злата и камене честна многа, и слаждшя паче меда и сота. Ибо раб твой хранит я: внегда сохранити я, воздаяние много (Пс.18:10-12).
|