2570:


    Здравствуйте отец Александр! Давно интересует вопрос, но однозначного ответа нигде получить не могу, а вопрос таков: допускается ли в законном супружестве интимные отношения во время беременности и оральный секс? Многие приравнивают последнее чуть ли не к содомскому греху... но почему? ведь, по-моему, в Библии говорится об однополых отношениях и явном разврате! Разве не может это быть в законном союзе просто проявлением любви и ласки? А тем более при беременности, когда эти самые супружеские отношения могут отрицательно отразиться на развитии плода?

 
:


Во всяком действии человека мы можем выделить цель, которую оно преследует, и процесс достижения этой цели. Когда мы говорим о грехе, то так же можем иметь в виду, с одной стороны, греховную цель, а с другой - грех, который присутствует в процессе достижения этой цели. Если греховна сама цель – то мы говорим о грубом и очевидном грехе. Но даже если этого нет, и мы не преследуем прямо греховных целей, или даже преследуем цели, по-видимому, добрые, в процессе их достижения мы часто всё-таки не можем избежать греха.

Например, человек выпивает яд с целью самоубийства. Здесь он преследует греховную цель, и совершает смертный грех. Но может он есть и пить для того, чтобы поддержать свои силы. В этом нет греховной цели. Однако, в процессе еды изначальная цель может отойти на второй план и пища превратиться лишь в инструмент для чувственного услаждения. Пользы такая еда уже не приносит, и может, наоборот, расстраивать здоровье. Она отнюдь не укрепляет силы, и нередко совсем не удовлетворяет чувство голода. Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти, - говорит об этом апостол Павел (Рим.13:14). В христианской традиции эти грехи называются чревоугодием, или гортанобесием. Последнее слово почти не употребляется в светской жизни. Однако оно очень точно описывает то, что происходит: услаждение вкусом становится беснованием – т.е. дьявол превращает его в самоцель, ради которой человек ест, пусть даже есть ему совсем не хочется, или пища приносит его здоровью вред.

То же самое может происходить в области удовлетворения полового стремления человека. Оно может быть греховно по своей цели – скажем, в случае прелюбодеяния, или содомии, а может иметь и правильную цель – зачатие и рождение ребенка. Однако и в последнем случае падший человеческий род тоже никогда не избегает услаждения похотями. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя, - говорит Давид (Пс.50:7). Но если человек искренне старается нести свой крест в браке, то он приводит удовлетворение своего полового влечения в некоторую гармонию с требованиями своей духовной природы, и не развращается.

Однако и в супружеской жизни может происходить нечто подобное чревоугодию и гортанобесию за трапезой. В этом случае она может лишиться своего изначального смысла, и приносить супругам существенный вред. Но кто будет определять, как живут супруги интимной жизнью? Канонов на этот предмет нет, как нет их, например, и относительно гортанобесия за столом. Например, если бы вы спросили: грех ли пить вино? – нужно было бы ответить: нет, не грех. Более того, каноны Церкви резко осуждают тех, кто гнушается вином, или мясом, или супружеской жизнью в законном браке. (51 и 53 Апостольск. прав.). Однако если спросить, является ли грехом пьянство? – то, несомненно, надо было бы ответить, что является. Так в чем же разница, и какие канонические правила можно придумать, чтобы всё-таки объяснить, можно ли пить вино? Формальных правил здесь нет, а различение нормального употребления вина и злоупотребления им оставлено совести человека. Если пьяница хочет обмануть свою совесть и Бога, то может сказать: пить вино не запрещено, и никакого греха я не делаю. Но христианство основано именно на искреннем стремлении человека к добру и к Богу. Если этого стремления нет, то никакое исполнение формальных правил не сделает человека христианином. Так же и стремление к нормальной супружеской жизни основано на стремлении верующего человека к добру. Именно это стремление ведет его к покаянию и к Богу. Если же человек ставит своей целью, наоборот, лишь удовольствие от еды, вина, или сексуальных развлечений, то к Богу он не придет, хотя может как бы не нарушить ни один канон, и даже совсем не понимать, в чем ему можно было бы покаяться на исповеди.

Более определенно обстоит дело, если супружеские отношения изначально не имеют цели зачатия ребенка. Как это ни страшно прозвучит для многих супругов, но всякое уклонение от деторождения – это совершенно определенный грех, хотя он может иметь некоторые оправдывающие обстоятельства, и врачуется покаянием, как и другие греховные немощи. Если же супруги впадают в отношения, которые сводятся к противоестественному удовлетворению похотей, то это вполне можно назвать, по аналогии с трапезой, крайней формой «гортанобесия», когда люди вообще не собираются есть, а только жуют и выплёвывают, вызывают рвоту и снова едят, и пьют вино, хотя оно стало уже ядом для тела.

Однако, за всем тем, еще раз хочется сказать, что канонических правил Церкви, которые бы регламентировали супружескую жизнь, не существует. Лишь в правилах Иоанна Постника, которые не были приняты Церковью наряду с каноническими правилами, и остались лишь как дополнительные, т. е. те, которые можно добавить к основным для сведения (как бы дополнительной информации), прещению подвергаются супруги, которые «совокупились противоестественным образом». Сами же Правила избегают говорить об интимных отношениях супругов, очевидно, потому, что в эту сферу невозможно вмешиваться со стороны. Даже об уклонении от деторождения в супружеской жизни каноны молчат. Прещения накладываются только на попытки избавиться от плода, т. е. на аборты. Судить же о том, что происходит между мужем и женой, оставлено совести самих супругов. Я думаю, что здесь присутствует мысль о том, что если супруги имеют веру, и хранят в браке главное: верность друг другу, - то их супружеская жизнь будет обязательно исправляться. Т. е. они всё-таки будут стоять на пути к Богу, и иметь надежду.

При наличии у супругов веры, и стремления к исправлению своей жизни, грехи в их супружеской жизни могут врачеваться покаянием. Но нельзя оправдывать свой грех. Попытка его как бы узаконить к Богу не ведет. Она говорит лишь о том, что мы не хотим слушать свою совесть, не хотим исправлять свою жизнь, и к Богу, по существу, не стремимся. Сразу исправить всё в области супружеских отношений не всегда бывает возможно, но само смущение совести по поводу излишеств, а тем более, извращений в супружеской жизни, и желание исправить положение дел, у верующего человека будут присутствовать обязательно. Тогда, как уже говорилось, грехи наши врачуются покаянием, и Господь помогает нам на пути исправления. Ибо невозможное человекам возможно Богу (Лук.18:27).

Тот факт, что вы не нашли однозначного ответа на свой вопрос, оставляет вам возможность подумать еще раз о своей совести и вере. Если бы вам сказали: нельзя! – то что бы вы стали дальше делать? Ведь люди потому так настойчиво и спрашивают об этом предмете, что воздержаться от супружеского общения, или рожать всех детей, которых пошлет Господь, не могут. А если бы вам сказали: можно, - то указали бы этим путь в ад. Поэтому лучше не добиваться определенного ответа, но обратиться к покаянию, и исправлять с помощью Божией свою жизнь.

У Владимира Соловьева есть довольно объемная книга, которая называется «Оправдание добра». В ней приводится очень интересная мысль: только человек обладает совестью, которая заставляет его стыдиться некоторых своих естественных, на первый взгляд, проявлений. Скажем, животные не стесняются совокупляться и справлять свои естественные нужды посредине улицы, на глазах у всех. Однако нормальная совесть мешает человеку поступать так же. Совесть – это то высшее в человеке, что отличает его от животных и может вести к Богу. Конечно, для всего можно придумать много оправданий и аргументов типа: а что здесь такого? Что естественно, то не безобразно, - и пр. Но именно тут перед нами открывается выбор: причислить себя к скотам несмысленным и уподобиться им (Пс.48:21), или послушать свою совесть и взыскать Бога, чтобы жива была душа наша (Пс.68:33). Причем человек может переступить через естественные своей телесной природе вещи. «И прости вся, елика ти согреших днесь яко человек, паче же и не яко человек, но и горее скота…», - читаем мы в вечерних молитвах.

Рассуждения же наши и оправдания, на самом деле не стоят и выеденного яйца. Например, вы пытаетесь оправдать извращения тем, что при беременности естественные супружеские отношения могут отрицательно сказаться на развитии плода. Действительно, от супружеских отношений в период беременности надо бы воздерживаться. Однако повредить плоду можно не только грубым физическим воздействием. В не меньшей степени сказывается на будущих детях то душевное состояние, в котором находятся родители. И если мать постоянно находится в похотях и противоестественных сексуальных «забавах», то это хорошо на ребенке не отразится. Более естественно для неё в этот период постараться сохранить мир и чистоту, как душевную, так и телесную, и думать больше о будущем ребенке, чем о сексуальных удовольствиях.

Поэтому лучше нам отложить попытки легализации своих грехов. К Богу ведет совсем другой путь. Это покаяние в своих грехах, и вера, которая постепенно, с Божией помощью, дает возможность исправлять свою жизнь.

КАНОНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ЦЕРКВИ, СОВЕСТЬ, ЧРЕВОУГОДИЕ, ГОРТАНОБЕСИЕ, БРАК - Излишества и извращения в супружеских отношениях, БЕРЕМЕННОСТЬ - И супружеские отношения