Бог вас благословит, Ю…!
Чтобы решить свои внутренние противоречия вам надо определиться, из-за чего вы страдаете: из-за отсутствия любви к Богу, или из-за трудностей и проблем этого мира. Ибо это совершенно разные вещи. Печаль ради Бога, говорит Апостол, - производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть (2Кор.7:10). В своём вопросе вы вроде бы скорбите именно по Богу, сетуя на то, что не имеете к Нему любви. Но если бы это было на самом деле так, вы имели бы в своём сердце неизменное покаяние ко спасению, как говорит Апостол, а не ропот. Вы же ропщете, и говорите, что не можете иметь любви к Богу. В чем же дело? Вы сами это объясняете: из-за трудностей и невзгод земной жизни – т. е. как раз из-за той мирской печали, которая, по слову Апостола, производит смерть.
Покаяние, которое является плодом печали по Богу, обращает взор человека на себя, и этим даёт ему возможность решать свои внутренние проблемы. Печаль же мирская заставляет его смотреть лишь на внешние обстоятельства его жизни, и утверждает в ложном внутреннем состоянии, когда человек не понимает того, что происходит у него в душе, и ропщет на то, что происходит вокруг. Это неминуемо приводит его к неразрешимым противоречиям, и не даёт решить своих проблем. Например, вы пишете, что не можете любить Бога, потому что встречаете злых людей. Однако если мы своих ближних считаем злыми, то говорит это лишь о том, что мы сами не имеем к ним любви, и продолжаем оставаться в своих грехах. Но отсутствие любви у себя самого человек не видит, а видит лишь злых людей вокруг. Евангелие же предлагает нам любить не только тех, кто хорошо к нам относится. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Матф.5:44,45). Отвергая проповеданную Евангелием любовь к людям, мы отвергаем этим и любовь к Богу. Поэтому неудивительно, что у нас её нет. Однако любовь Бога к нам совсем не умаляется тем, что мы встречаем злых людей. Может быть, «злые» люди и посылаются нам, «добрым», для того, чтобы мы увидели зло в своём сердце, и задумались, такие ли уж мы на самом деле добрые, и есть ли у нас любовь?
Также вы ропщете на Бога за то, что не увидели собственного отца. Однако подумайте, кто виноват в том, что человек разрушает брак, и бросает своих детей? Господь ведь говорит, наоборот, что делать это ни в коем случае нельзя. Если же человек попирает и Божественный закон, и естественную любовь к своим детям, то что доброго он может им дать? Может быть, иногда милость Божия состоит именно в том, что детям лучше не видеть таких родителей. Но Господь не оставил вас своей любовью. Он открыл путь веры – т. е. даровал сокровище, по сравнению с которым все земные блага не значат ровно ничего. Буквально по слову псалма: Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя (Пс.26:10).
Ропщете вы и на то, что у вас нет детей. Но нужны ли на самом деле дети тому, кто ропщет на Бога? Если Бог представляется нам злым из-за того, что не всё вокруг нас происходит так, как нам хотелось бы, то как мы сможем любить детей, которые приносят родителям много хлопот и огорчений? Пока мы видим зло в том, что посылает нам Бог, мы не сможем увидеть благо и в детях. Это, собственно, и произошло с нами: после того, как мы отпали от веры, рожать детей стали всё меньше и меньше. Зачем их, действительно, рожать? Ведь это очень тяжело и трудно. Поэтому, даже если Господь и даст детей, ропот на то, что Он их не дает, всего лишь превратится в ропот на то, что Он их дал.
Может быть, поэтому Он их и не даёт пока, - ожидая, что мы перестанем роптать, и тогда сможем нести свой крест, иметь детей, и воспитывать их. В этом тоже – благость Божия. Хотя увидеть её может только человек, который имеет веру, и трезво понимает себя.
Вы и сами понимаете, что в ропоте на Бога нет ничего хорошего. Однако путь покаяния пока, очевидно, вы не нашли, и пытаетесь лишь внушить себе то, чего на самом деле в сердце у вас пока нет. Это, однако, совершенно ложный путь. Если человеку удастся подобным образом обмануть себя, то это будет означать, что он сошел с ума. В том, что Господь это не попускает, тоже заключается великая милость Божия. Путь же к Богу – это не убеждение себя в наличии любви к Нему, или Его к нам, а плач о том, что этой любви мы не знаем. Не самовнушение, а покаяние открывает нам путь к вере.
Наша злоба видит в слове «наказание» только один смысл – причинение зла, - и удивляется, как за этим может стоять любовь. Но на самом деле славянское слово «наказание» имеет смысл: вразумление. Если мы не находим благой путь веры, то обязательно будем подвержены в этом мире многому злу, и неминуемо будем роптать на Бога. Однако на самом деле нет ничего странного в том, что любовь Божия таким образом вразумляет человека. Господь дает нам возможность задуматься о том, что мы пока еще не видим настоящего света в своей душе, и остаёмся, по слову Евангелия, в стране и сени смертней (Матф.4:16). Если же мы обратимся к покаянию и вере, то увидим исполнение всех своих благих желаний, и будем иметь неизреченные и преизобильные блага, которые всегда изливает на нас любовь Божия. Надо только научиться их видеть. Тогда мы действительно будем православными христианами, и действительно иметь Бога своим небесным Отцом.
|