Бог вас благословит, Денис!
С одной стороны, вы абсолютно правы, - человеку нужен наставник, духовная поддержка и совет, чего он иногда не находит в своем приходском храме. Это очень плохо, и для нас, священников, невнимательное отношение к людям, неумение объяснить им веру, помочь духовным советом, является настоящим стыдом.
Но причина проблем, с которыми сталкиваются приходящие в храм люди, всё-таки состоит не только в священниках. Если человек ищет Бога, то никто и ничто не сможет ему в этом помешать. Даст тебе Господь по сердцу твоему, и весь совет твой исполнит, - говорит псалмопевец (Пс.19:5). Проблема на самом деле всегда в том, чем живёт наше сердце, и что оно ищет. Как это ни печально, но, даже приходя в храм, человек может искать совсем не Бога. Иногда ему бывает трудно понять, как можно искать что-то невидимое и неосязаемое, и он сбивается на поиск чего-то привычного и внешнего.
Вступая в новый коллектив, человек обретает в нем новый статус, встречает новых людей и новое общение. Перенося этот опыт на Церковь, он и здесь хочет обрести нечто подобное. Ему трудно понять, что, обретая веру, он в мирском смысле никуда не вступает. Менять что-то внешнее в своей жизни ему совсем не обязательно: В каком (светском) звании кто призван, братия (к вере), в том каждый и оставайся пред Богом, - говорит апостол Павел в послании к Коринфянам (1Кор.7:24). Традиция Церкви состоит в том, чтобы, обратившись к вере, продолжать нести свой крест на своём месте. Изменяется только нравственное отношение к своей деятельности. Человек может продолжить служить или трудиться на том же месте, что и раньше, – но трудиться добросовестно, и честно служить своему народу. Ибо дело не в изменении рода внешней деятельности, а в том, что меняется в нашей душе.
В наше время жизнь людей в духовном смысле нередко бывает в значительной степени разрушена. Разрушены самые глубокие её основы народной жизни, от семьи до бытовых традиций и культуры. Поэтому задача вновь созидать эту жизнь, представляется слишком тяжелой, а иногда и невыполнимой. Осознанно или нет, человек больше бывает склонен «разрушить всё до основанья» (тем более что в нашей стране именно в этом духе он обычно и был воспитан), а затем – попытаться найти что-то новое. Это состояние соответствует требованиям наших страстей, и часто бывает гораздо более привычным и удобным, чем духовная жизнь и несение своего креста. Этим удобно пользуются разного рода аферисты, политики, а так же создатели псевдорелигиозных учений и сект. Секты, как раз, противопоставляют человека обществу, и предлагают взамен новое общение и другую жизнь.
Существует соблазн пойти таким путем и в церковной жизни; создавать свои структуры при храме, противопоставленные существующим в обществе, например, школы, больницы, клубы, производственные мастерские, и пр., - как бы государство в государстве, и жить своей отдельной жизнью. В эту жизнь, действительно, можно вступить, и обрести что-то внешне новое. Такое стремление, как уже говорилось, вполне соответствует человеческим страстям, и поэтому кажется удобным и привлекательным. Однако та околохрамовая жизнь, которая возникает в этом случае, по существу, уподобляется жизни в секте.
Каждый, кто пытается завербовать человека в свою организацию, обычно предлагает ему то, что тот ищет. Падший человеческий род нетрудно очаровать белозубыми улыбками, обещаниями, или демонстрацией заботы. Однако недаром говорит пословица, что не всё то золото, что блестит. Так же и Евангелие предостерегает нас от обольщения внешней обходительностью: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Матф.7:15). Противопоставить же этой ложной внешней деятельности можно только истинную духовную жизнь, которая действительно ведет человека к Богу.
Однако помочь человеку на его пути к вере очень нелегко. Никто не видит и не знает, как благодать Божия действует в глубине человеческой души. Поэтому для того, чтобы помочь принять этот дар веры, совсем недостаточно, например, одних только знаний, способностей, или приятных манер. Конечно, в Церкви всегда были духовно опытные люди, которые могли реально помогать людям на их пути к Богу. Но требовать это от всякого приходского священника было бы совершенно напрасно. Поэтому некоторая сдержанность в советах со стороны нас, простых приходских священников, иногда бывает вполне обоснована. Если человек действительно ищет Бога, то Господь сам ведет его по пути веры, и священнику важно не стать преткновением на этом пути. Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу, говорит Апостол (Рим.8:28). Если мы не видим этого блага, а, наоборот, ропщем на внешние обстоятельства и на людей, то это может означать только одно: мы ищем не Бога, а чего-то другого.
Путь к вере требует известных усилий. Входите тесными вратами, - говорит нам Евангелие, - потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Матф.7:13,14). Поэтому я посоветовал бы вам не смущаться трудностями, и не соблазняться ничем внешним и поверхностным. Только так можно найти настоящую веру, и иметь её спасительные плоды в своей жизни
|