Здравствуйте, отец Александр!
Скажите, пожалуйста, насколько серьёзно соблюдение "Яблочного" и "Медового спаса", или это просто традиция, которую можно не соблюдать, и насколько она является древней.
С уважением,
А…
|
Обычай приносить начатки плодов в Церковь для благословения является, безусловно, древним, и идет еще из ветхозаветной Церкви. В Греческой церкви обычай приносить для благословения виноград и колосья из нового урожая, который созревал в августе, был приурочен к празднику преображения. Главный смысл этой традиции в том, чтобы принести начатки плодов Богу, и лишь после этого пользоваться ими. Поэтому и Устав запрещает употребление в пищу нового урожая винограда до благословения его в Церкви.
Поскольку винограда в большей части России не росло, для освящения приносились яблоки. Сами по себе яблоки, конечно, не являются основным содержанием праздника. Поэтому название праздника Преображения Господня яблочным Спасом является народной традицией. Когда-то она, очевидно, придавала некоторую бытовую красоту этому празднику, но сегодня, когда его духовный смысл остаётся в значительной мере чужд большинству народа, рассуждение о яблоках часто становится лишь имитацией чего-то как бы церковного, но чего – неизвестно.
То же самое произошло, например, на Западе с праздником Рождества Христова. Праздновать его продолжают охотно, но большинство празднующих совсем не вспоминает о том, что это веселье относится к Христу. Более того, в последнее время стало даже неприлично официально упоминать о Христе в этот праздник, ибо это противоречит принципам либерализма и терпимости к тем, кто гонит Христа, или просто не верит в Него.
Что касается праздника Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня, то к меду он тоже отношения не имеет, хотя в этот день и принято на водосвятном молебне освящать и благословлять сбор меда нового сезона.
|