1944:


    Благословите, батюшка!
    У меня смущение - в молитвах ко Причащению (а именно, 4-тая, Симеона Метафраста) - есть слова о "множестве грехов моих" и перечисление их, один из них - деторастления, само слово вызывает во мне боль и страх, упаси Господи! Я все время на этом месте останавливаюсь; как правильно относиться к спискам грехов, иногда встречаются жуткие перечисления, спаси вас, Господи!

 
:


Большинство молитв, которые сохраняются в традиции Церкви, основаны на глубоком понимании реального состояния человека, раскрытого в духовном опыте святого иночества. Опыт этот совершенно непонятен внешнему миру, и к нему нельзя подходить с точки зрения мирской праведности. Смысл покаяния состоит не в перечислении грехов, а в понимании своего падения, - и одновременно в уповании на Бога. Так же и в упомянутой вами молитве прп. Симеона звучит не только глубокое покаяние, но и великая, истинно Евангельская, непоколебимая вера в милосердие Божие. Это и есть тот благодатный опыт, который мы должны бы были почерпнуть в молитве. В какой-то мере он может быть понятен всякому верующему человеку. Не заметив того, вы тоже выразили это понимание, когда воскликнули: упаси, Господи! Восклицание это содержит смиренное понимание своей немощи, и упование лишь на помощь Божию. Ведь если бы в нас не было греха, и мы были уверены в себе, то и не обращались бы к Богу, чтобы Он нас уберег от него. Однако к чему приводит такая самонадеянность, мы знаем на примере апостола Петра, который трижды отрекся от Господа.

Совсем другой смысл, чем молитвы из молитвослова, могут иметь перечни грехов, которые нередко публикуются сегодня. Иногда это целые книги, - но они направлены лишь на подробное перечисление грехов, и вместо святоотеческой мысли о своём падении и покаянии, предлагают человеку, наоборот, ханжеское стремление подробно перечислить все свои грехи, чтобы очиститься. Мысль эта исходит от древних фарисеев, и совсем чужда христианству. Поэтому приводит она лишь к смущению, и унынию по поводу множества грехов, которые человек не может ни исправить, ни даже просто перечислить в надлежащей подробности. Этот метод перечисления грехов приводит человека к отрицанию их в себе. Ибо он на самом деле не обращается к покаянию, и своего падения не видит, а имеет противоположную цель: через дотошное перечисление грехов показать свою праведность, и очиститься. Очевидно, с этой точки зрения и вы подошли к молитве из последования к Святому Причащению.

Все существующие страсти присущи каждому из нас. Однако каждый отдельный человек в большей степени может быть подвержен одним страстям, в меньшей - другим, и почти не замечать в себе третьих. Одни страсти могут как бы затмевать другие. Например, гордость нередко заставляет человека поступать внешне благочестиво, и не допускать многих грехов. Рассеянная жизнь в суетном мире не позволяет нам понять себя, и мы видим лишь те свои грехи и страсти, которые лежат на поверхности и очевидно владеют нами. Может быть, для мирского человека правильно и достаточно будет видеть хотя бы их, в них раскаиваться и исправлять свою жизнь. Отцы советуют нам видеть свой главный грех, и в нем раскаиваться в первую очередь. Именно такое покаяние является искренним, и действительно ведёт к прощению грехов.

Молиться, так же как и каяться, можно только так, чтобы слова молитвы понимались нами, и исходили из нашего сердца. По-видимому, из подобных соображений во многих молитвословах издатели упомянутую вами молитву опускают. Бывает и так, что молитва эта помещена, но из неё выброшены слова с упоминанием о некоторых грехах. Однако такое редактирование молитвы святого Симеона вряд ли может быть оправдано, ибо может вести к искажению не только текста, но и самого духа и смысла молитвы. По-видимому, лучше опустить всю молитву, если она остается для вас непонятной. Господь не требует с нас большего, чем мы можем вместить.

Да поможет он вам всегда искренне молиться, и искренне каяться в своих грехах.

МОЛИТВА - Чтение молитв, МОЛИТВА - Покаяние в молитве, ИСПОВЕДЬ - Перечисление грехов