Благословите, отец Александр!
И вновь я обращаюсь к вам за советом. У меня есть крестница и крестник. Оба пока в младенческом чине. Обе семьи далеки от традиций православия. Девочку к Причастию вожу я сама, без меня это никто не делает, несмотря на то, что храм в трех минутах от дома. Пытаюсь объяснить, зачем это необходимо, но ясно вижу, что меня слушать не хотят, переводят разговор на что-то другое. А когда я посоветовала отдать девочку в православную школу, вообще какой-то холодок появился. Столько книг православных купила ребенку, но ей их никто не читал! Теперь я контролирую каждое свое слово, лишь бы не испортить отношения. Во второй семье еще хуже. Там маленький мальчик, я у него одна крестная родительница. Ни одной иконы. С Божией помощью мне было позволено (после долгих объяснений с моей стороны) подарить на именины ему именную икону. Победа! Повесили! Немного поносила его мама на причастие, но все кончилось. Я только чувствую себя строгим учителем, который вопрошает: "А вы были на Причастии?". Что и говорить, разорваться мне невозможно, у меня своя жизнь. За крестников моих дорогих постоянно молюсь. Но что делать дальше - ума не приложу! Девочке через несколько месяцев - семь лет, значит исповедь. Кто будет готовить ее? Батюшка, как посоветуете строить отношения дальше? Сердце ноет - я же за них в ответе.
Простите меня, грешную.
С уважением, раба Божия О...
|
За воспитание детей полную ответственность перед Богом и перед людьми несут родители. Они же обладают и соответствующими возможностями для воспитания, ибо ребенок воспитывается в первую очередь в семье.
Ответственность крестных заключается в том, что они еще до крещения свидетельствуют перед Церковью веру и добрые намерения родителей. Не подменяют родителей в деле воспитания, а заранее свидетельствуют, что родители - верующие люди, и будут воспитывать ребенка в вере. Другими словами, тот, кто хочет креститься, или крестить своих детей, должен иметь человека, который бы поручился за него перед Церковью, и засвидетельствовал, что он не просто так пришел креститься, или крестить детей, а действительно является верующим человеком, и детей хочет воспитывать в вере.
Мы делаем ровно наоборот: становимся крестными у людей не воцерковленных, и не имеющих никаких намерений ни воцерковиться самим, ни воспитывать в вере детей – т.е. по существу лжесвидетельствуем перед Богом и Церковью, - а потом пытаемся воспитывать родителей (на что не имеем никаких прав), и подменить их в процессе воспитании веры у детей. Законное право отказаться брать на себя ответственность крестного у невоцерковленных людей мы не реализуем, а пытаемся вместо этого реализовать свои незаконные амбиции по воспитанию чужих детей и их родителей.
Понятно, что крестные, дав обеты святого крещения от лица своих крестников, и поручившись перед Церковью, что дети будут воспитываться в вере, не могут снять с себя всякую ответственность за дальнейшую жизнь своих крестников. К тому же в крестные выбирают, как правило, людей близких, находящихся в дружественных отношениях к семье. Поэтому, естественно, крестные не только молятся о своих крестниках, но и в меру возможностей помогают им возрастать им в вере. Но еще раз хочется сказать, что грубо вмешиваться в жизнь другой семьи, что-то требовать или пытаться воспитывать детей не так, как хотят родители – дело совершенно противозаконное и неблагодарное. Думать надо было до того, как соглашаться стать крестными: станут ли родители воспитывать ребенка в вере? - и если такой уверенности нет, то лучше не брать на себя этой ответственности перед Богом.
Если же дело уже сделано, то отчаиваться и терзаться тоже не надо – этим горю всё равно не поможешь. Христианский путь такой: раскаявшись в своих ошибках, молиться Богу и уповать на его милосердие. А в практическом смысле со смирением делать то, что можем, в ту меру, как это позволяют обстоятельства.
Да поможет вам Господь нести свой крест!
|