Поскольку вы написали об обиде, которую вы можете нанести своему супругу, то посоветовать можно только одно: не наносить таких обид ни в коем случае.
В Священном Писании существует основание для супружеского воздержания в пост. Не уклоняйтесь друг от друга, - говорит Апостол, - разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1Кор.7:5). Основной смысл этих слов состоит именно в запрете уклоняться друг от друга. Относится это, очевидно, к супругам, возраст и душевное расположение которых еще не могут позволить им жить в чистоте, и поэтому такое уклонение могло бы означать лишь уклонение в незаконные страсти, к чему и подталкивает нас дьявол. Но одновременно Апостол говорит и о возможном исключении из этого правила, которое можно сделать, однако, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве. Поэтому воздержание от супружеской жизни в традиции Церкви сопутствует посту. Однако основанием для такого воздержания, согласно приведенным словам Апостола, может быть только взаимное согласие, а смыслом – упражнение в посте и молитве. Другими словами, рассуждения о воздержании в пост вам нужно отложить до того времени, когда ваш муж увидит в вас благие плоды веры, и тоже воцерковиться. Лишь когда он сам захочет следовать традиции Церкви, можно будет думать, как вам поститься по взаимному согласию.
В канонических правилах Церкви ничего не сказано о супружеском воздержании, кроме предписания удаляться от супружеского общения накануне литургии. Также не существует регламентации супружеской жизни в уставах и богослужебных книгах. Т. е. канонических оснований для того, чтобы отлучать от Причастия по причине супружеских отношений во время поста не существует. Я не знаю ни одного поучения на эту тему и у Святых Отцов. Происходит так потому, что брак – это таинство, сокровенную жизнь которого нельзя выставлять напоказ и регламентировать формальными правилами. Воздержание, как уже говорилось, возможно только по взаимному согласию, для упражнения в посте и молитве.
Однако традиция супружеского воздержания в пост, основанная на приведенных выше словах Апостола, существует. Она может принести большую пользу супругам, - но только в том случае, если исходит из их веры и взаимного согласия. Если же сохранить эту традицию не удалось, то на исповеди надо просто исповедать это как свой грех, - и уповать на милосердие Божие.
|