Путь к Христу обычно открывается совсем не так, как это сначала представляется человеку. То, что поначалу кажется нам великим и славным, в глазах Божиих может оказаться всего лишь бессмысленной суетой. Вся слава дочери Царя внутри; одежда ее шита золотом, - говорит пророк о Церкви, которая украшена внешним благолепием, - но слава её не во внешнем блеске, а внутри (Пс.44:14). Если человек соприкасается в своей душе с её настоящей славой, он начинает совсем другими глазами смотреть на внешнюю церковную деятельность.
Вот что пишет, например, Василий Великий некоему иноку, который хотел оставить иноческое уединение: «Когда восставшая в тебе лукавая мысль говорит: Какая польза тебе жить в этом месте? Что выгоды в удалении от сожительства с людьми? Или не знаешь, что поставленные Богом епископы Божиих Церквей … непрестанно совершают духовные торжества, на которых присутствующие получают весьма много пользы? Ибо там толкование притч и пророчеств, объяснение Апостольских учений, изложение Евангельских мыслей, преподавание богословия, свидание с духовными братьями… - И так, когда такая лукавая мысль, восстав в тебе, хочет совратить тебя с пути такими и подобными благовидными предлогами, противопоставь ей действительный опыт, говоря: … Бывая когда-то на духовных празднествах, встретил я едва одного брата, который, по-видимому, боялся Господа, но и тот одержим был дьяволом, и я услышал от него пышные речи и басни, сложенные на обольщение с ним встречающихся, а после него встретил я многих воров, хищников, притеснителей, видел безобразную наружность упившихся… Много, правда, слышал я и душеполезных речей; впрочем, ни в одном из учителей не нашел добродетели, соответствующей речам… Всё это видел я, и не духовное тут бывало собрание, но море, обуреваемое и возмущаемое ветрами, которое стремилось всех за один раз покрыть своими волнами».
Такой видится наша внешняя деятельность тем, кто действительно знает Христа. Поэтому, может быть, совесть и Ангел-хранитель и удерживают искреннего человека до времени от соблазна броситься в эту пучину.
Само по себе призвание к священническому служению исходит от Бога, и можно только радоваться за того, кто имеет его в своём сердце. Однако человеку необходимо пройти определенный путь, чтобы правильно понять истинный духовный смысл этого призвания. Традиция Церкви даёт возможность очищать своё сердце от страстей, и ведет к пониманию внутреннего смысла христианства, - в котором, как уже говорилось, собственно, и содержится настоящая красота и слава нашей веры. Перед вами этот путь открыт. Прежде, чем иметь настоящий духовный плод веры, вам предстоит еще, очевидно, многое понять, приобрести определённый духовный опыт, а так же необходимое для священнического служения образование. А сейчас, наверное, вы правильно чувствуете, что время для жертвы правды как написано в 50 – м псалме, еще не настало, и предстоит ещё немалый труд, прежде чем созиждутся стены нашего внутреннего Иерусалима. Служение Богу невозможно без этого труда, созидающего нашего внутреннего человека (Еф.3:16). Без него и внешняя деятельность может лишиться настоящего духовного смысла, и стать лишь выражением нашего тщеславия и других страстей.
|