Уважаемый отец Александр!
Правильно ли называть унынием повышенную тревожность в различных житейских ситуациях, волнение по пустякам и, особенно, по поводу будущих событий: подтвердится или нет болезнь, сдаст или не сдаст экзамен, и свое собственное негативное прогнозирование событий (событие еще не случилось, и может, и не случится, а человек уже волнуется и сильно волнуется, ожидая только худшего). Можно ли назвать это страстью, и уныние ли это? А если это черта характера, то можно ли вообще назвать это грехом, и как с этим бороться - характер ведь изменить почти невозможно?!
Спасибо вам большое за все ваши ответы и сердечное участие.
С уважением, Е…
|
Для человека, не имеющего веры, совершенно естественно тревожиться из-за того, что может произойти в будущем. Люди могут как-то бороться со своими страхами, или, например, заглушать их с помощью того, что может отвлечь от них внимание. Например, работой, развлечениями, и пр. Люди другого склада могут поддаваться страхам, и даже своей собственной фантазией способствовать их разрастанию. Понятно, что во всем этом действуют наши страсти, все вместе и каждая в отдельности. Например, сребролюбивый человек может бояться лишиться денег, гордый – попасть в унизительную ситуацию, а уныние говорит нам, что все вообще обязательно кончится плохо. Если вы лучше поймете, чего, собственно, вы боитесь, - то лучше сможете понять те страсти и грехи, которые вас мучают.
Евангелие же открывает нам путь к полному избавлению от страхов, вне зависимости от склада нашего характера. Оно говорит: Не заботьтесь о завтрашнем дне (Матф. 6:34). Здесь имеется в виду как раз этот смысл: не бойтесь того, что может произойти в будущем. Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак, не бойтесь: вы дороже многих малых птиц (Лук.12:6,7). Поэтому вера дарует нам возможность насладиться миром и надеждой, которые водворяются в сердце человека вместо пустоты и страхов о будущем.
Евангелие, и все учение Церкви вообще, проповедует нам этот путь, и объясняет его. Мешает нам пойти по нему только наше неверие, и нежелание жить в заповедях Божиих. Мешают, конечно, и естественные человеческие слабости. В этом случае, действительно, надо постараться понять те страсти, которые меня мучают, и раскаяться в них. Конечно, сразу не врачуется ни одна болезнь. Но если человек находит путь покаяния и веры, он обретает надежду.
|