Бог вас благословит, Д...!
Способностью воображения называют обычно способность человека иметь представление о внешнем мире во внутреннем чувстве своего ума или души. Это является неотъемлемой частью человеческой природы. По-видимому, пока человек находился в Раю, и сохранял целостность и бессмертие своей природы, его воображение всегда соответствовало реальности. Однако у отпавшего от Бога смертного человека, каковыми являемся все мы, появилась возможность использовать своё воображение отдельно от реальной жизни. Поэтому теперь у нас существует проблема соответствия того, что мы себе представляем, с реальностью. Человек может воображать себе нечто ложное, и даже подменять своими представлениями реальную жизнь. Поэтому вопрос стоит не так: можно ли использовать свою способность воображения? - а так: как использовать её правильно?
Надо сказать, что слово «мечтать» само по себе, как правило, говорит о ложном использовании воображения. Первозданный человек не надо было мечтать. В Раю он всегда имел в Боге всю полноту истинного знания о мире. В своей жизни он творил только то, что через него творил Бог. Теперь же человек может оставаться один, отчуждаясь Бога, и, более того, общаться с павшими духами. Это общение обычно и называют мечтаниями. После грехопадения дьявол получил к падшему человеку легкий доступ, а непосредственное общение с Богом, наоборот, прервалось.
Поэтому и творческий процесс, стал неоднозначным. Далеко не всё, что нас вдохновляет, исходит от Бога. Душа человека может и сейчас просвещаться благодатью Божией, и постигать неизреченную премудрость Его промысла. Но может видеть лишь свои низкие страсти, и иметь дьявола своим учителем.
Всякое искусство имеет дело с откровением, т.е. тем, что приходит из духовного мира. На уровне искусства это обычно называют вдохновением, и без него ни поэт не сможет писать стихи, ни художник рисовать картины, ни композитор сочинять музыку. Способность же воспринять то, что даётся через вдохновение, и выразить это средствами искусства, называют талантом. Слово «талант» взято из евангельской притчи о том, что данное Богом нельзя закапывать в землю. Поэтому талант можно, и должно, развивать. В христианской культуре в первую очередь это подразумевает духовный труд. Надо, с одной стороны, стараться очистить свое сердце от того, что может затруднить или исказить наше восприятие, - т.е. от страстей. Ибо именно страсти не дают нам услышать то, что исходит от Бога, - через них, как раз, удобно действует на нашу душу дьявол. С другой стороны, каждому творческому человеку необходимо научиться и практически выражать свое вдохновение. Т.е. художнику, например, изучить технику рисования, музыканту – игру на инструменте, и пр. В области архитектуры или дизайна это может означать и развитие способности представить предмет своего труда в пространстве. Но здесь речь идет не о творческом напряжении воображения, а всего лишь о «ремесле».
Имея дело с «духовностью» обратной христианству, человек, как правило, поступает к своему таланту ровно наоборот: он не борется со страстями, чтобы приблизиться к Богу, и одновременно не склонен и трудиться, чтобы действительно освоить мастерство своей профессии. Часто художники такого плана, например, почти не умеют рисовать. Если наша способность воображения питается страстями, то не только творчество, но и сама жизнь человека может приобретать искаженные и болезненные формы. Это, к сожалению, легко увидеть на примерах многих художников, поэтов, артистов, или музыкантов, жизнь которых, не смотря на все успехи и славу, была ужасна, и плохо кончилась. Поэтому для того, чтобы творчество приносило нам благие плоды, надо научиться различать его духовную природу.
Различить природу своих вдохновений не так просто. Однако если вы будете со вниманием относиться к тому, чем живет ваша душа, то постепенно научитесь распознавать, когда она уклоняется на ложные пути, которые не несут ничего благого. Например, если долго напрягать воображение, и даже как бы жить этим, то неминуемо придут минуты опустошения и уныния. Попытка напрягать воображение сама по себе является признаком ложной духовности. Господь не нуждается в том, чтобы мы напрягали своё воображение. Откровение от Бога, это как бы дыхание Рая, того первозданного состояния, в котором человек всегда имел общение со своим Творцом. Скажем, пророки, которые записывали то, что говорил им Дух, конечно, воображения не напрягали. Для правильной духовной культуры характерно не напряжение воображения, а стремление обратить свою душу к Богу, так, чтобы она могла воспринимать то, что открывает сам Господь.
Человек отпал от Бога, и на прямое откровение свыше нам, конечно, рассчитывать не надо. Поэтому в творческом процессе всегда приходится трудиться, думать, и искать варианты. Однако в меру возможного при этом надо стараться понимать внутренний смысл своих усилий, и не идти на поводу у страстей. Это и есть духовная жизнь: постепенное очищение своего сердца и исправление дел, с помощью Божией. И буди светлость Господа Бога нашего на нас, - говорит псалмопевец, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи (Пс.89:17). Также в любом случае я бы посоветовал вам каждый день обязательно некоторое время отдыхать от работы, и при этом совсем освобождаться от мыслей о ней. Упраздниться от работы надо и на один день каждую неделю – по заповеди.
Формального ответа на ваш вопрос не существует. Но если человек внимательно отнесётся к своей душе, и потрудится, чтобы понять духовный смысл того, что он делает, то перед ним обязательно откроется путь к Богу в его творчестве, и оно будет приносить благие плоды.
|