Слово «наказание» имеет в славянском языке значение «вразумление, научение». Бог не творит зла, и не наказывает никого воздаянием зла за зло. Но Он попускает естественные последствия наших грехов. Если совесть открывает верующему человеку связь между его грехами и их последствиями в его жизни, то он принимает всё, что с ним происходит, как праведные суды Божии, и обретает не только путь покаяния, но и всякого утешения в своих скорбях. Заповедь же прямо предостерегает нас от дел, последствия которых обязательно будут плохими. Её можно уподобить, например, предостережению: не прыгай с третьего этажа. Нормальный человек может и сам понимать, что с третьего этажа прыгать не надо. Однако есть и написанные заповеди, ибо человек может свою совесть не слушать, и даже совсем перестать различать её голос в себе. Также и перед окошком можно повесить объявление: «прыгать с третьего этажа запрещено». Если же человек всё-таки прыгает, то естественно получает ушибы и переломы, а то и вообще остаётся на всю жизнь калекой. Но это не Бог его покарал. Бог, наоборот, предостерегал: не прыгай.
Последствия наших грехов, попускаемые Богом, являются для нас великим благом. Если бы человек не разбивался, прыгая с высоких этажей, то кто бы стал ходить по лестнице? Все бы так и летали через окошко. Лишь тогда, когда человек осознает последствия своих грехов, он может иметь истинное покаяние и истинное вразумление.
Примером покаяния служит распятый вместе с Христом разбойник, который просил Иисуса не об отмене наказания на земле, а о Царстве Божием. Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! ? молился он Христу. Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю, - ответил ему Господь, распятый рядом с ним (Лук.23:42,43). Но с креста Он его не снял, и разбойник до конца претерпел крестные муки на земле. Это был первый человек, который снова вошел в Рай. Таким образом, наказание, которое мы несём на земле, является необходимым для грешного человека вразумлением, ведущим его к спасению. Искреннее покаяние и вера может иногда как бы смягчать последствия наших грехов, но главное это то, что любовь Божия утешает сердце кающегося человека, и он обретает в своём кресте великое благо, которое не променяет на все блага земной жизни.
Разбойник же, который был распят слева, хулил Христа, и говорил, что поверит в Него только если Иисус сойдет с креста и спасет Себя и его от казни. Т.е. спасение в понимании этого разбойника заключалось в том, чтобы избежать последствий своего греха на земле (избавиться от креста), - и, очевидно, продолжать жить так же, как и раньше. Но не это спасение принёс нам Христос.
Вся христианская жизнь - это и есть таинство покаяния. Здесь третьего не дано: человек может или жить по своим страстям, или обратиться к покаянию. Если он обращается к покаянию, и обретает веру в Евангелие, то рассуждения о том, простит ли его Господь, или частично накажет, теряют для него смысл. Ибо Господь прощает все грехи кающемуся человеку, и следом за благоразумным евангельским разбойником вводит его душу в рай.
На исповеди же надо открыть своё сердце перед Богом, и раскаяться в своих грехах, - чтобы неосужденно причаститься Святых Христовых Таин. Подготовка к исповеди состоит в том, чтобы постараться расположить своё сердце так, чтобы сделать это без лицемерия и самооправдания.
О курении и повторяющихся грехах вы можете посмотреть в вопросах ТЕМАХ ОТВЕТОВ ПО АЛФАВИТУ.
Да поможет вам Господь!
|