Попытка рассуждать за Бога: зачем Он нас сотворил, и почему дал свободу, для человека совершенно лишена смысла. Разум Его неисследим, - говорит пророк Исаия (Ис.40:28). Мы пытаемся говорить о разуме Бога, но не замечаем, что на самом деле рассуждаем всего лишь об очень ограниченных возможностях нашего человеческого ума. Если он не поднимется хотя бы до понимания своей ограниченности, то может принести человеку много горя. Горе тому, кто препирается с Создателем своим, - говорит пророк, - черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: "что ты делаешь?" и твое дело скажет ли о тебе: "у него нет рук" (Ис.45:9)? Вот, мы рассуждаем о вечности, и не замечаем того, что на самом деле говорим всего лишь о времени, с которым имеем дело в этом мире. Во времени, действительно, всё имеет начало и конец, прошлое и будущее. Но почему мы решили, что и в мире ином всё будет так же? В Боге мы соприкасаемся с тем, что стоит над временем и над всеми началами и концами: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель (Откр.1:8). Вечное совсем не однозначно бесконечному. Вечность - это то, что будет в вечности. Т. е. муки, о которых вы пишете, будут не бесконечные, а именно вечные. Живя на земле, однако, мы этого понять не можем, и наши рассуждения о вечной жизни на самом деле лишь механически переносят в вечность наши земные представления о конечности и смерти. Даже рассуждая о вечной жизни, мы представляем её всего лишь как такую же смертную жизнь, только счастливую и бесконечную, а муки – такими же как и на земле, только тоже бесконечными.
В нашей земной жизни настоящий миг постоянно ускользает от нас, и становится прошлым. Мы не можем в нём задержаться. Это результат грехопадения, и признак смерти, в которой живет человек на земле. Он вроде бы жив, а настоящей жизни не имеет, и живет лишь воспоминаниями о прошлом, или мыслью о будущем. Евангелие же призывает нас стараться жить именно настоящим (Матф.6:34). Однако в земной жизни остановить мгновенье не может никто. В вечности же, наоборот, будет одно настоящее.
Что это такое, как уже говорилось, мы не знаем. Поэтому лучше не строить в пустоте воздушные замки своих умозаключений. Можно было бы сказать в ответ на ваш вопрос, что мысль о некоторой как бы ограниченности геенны, т. е. ада, иногда встречается у святых отцов. Об этом говорит, например, проф. МДА Осипов (см. книгу «Путь разума в поисках истины»). Однако подобные рассуждения очень условны, ибо они вводят земные понятия о времени в вечность. Кроме того, их внутренний духовный смысл может быть понятен, например, преп. Исааку Сирину, на которого, в частности, ссылается проф. Осипов, - но грубо искажен и перетолкован далёким от веры человеком. Поэтому они не вошли в прямое учения Церкви. Церковь предлагает нам со смирением оставить рассуждения о том, что превосходит наше понимание, а вместо этого позаботиться о своём спасении. Тогда вопрос о вечных муках потеряет для нас актуальность.
Противоречия, на которые вы указываете, на самом деле являются противоречиями самого вопроса. Вы рассуждаете о Боге и о вечности с точки зрения неверующего человека, т. е человека, для которого ни Бога ни вечности не существует. Если же человек верит в Бога, то ему не придет в голову мысль Его критиковать. Он может только с благоговением созерцать то, что сотворил Бог. Если же Его нет, то как можно рассуждать о том, что Он делает правильно, а в чем ошибается? Такие рассуждения становятся оторванными от реальности, и теряют смысл. Вера же открывает смысл затронутых вами понятий – и тогда мы можем со смирением и благоговением рассуждать и о любви Божией, и о вечной жизни, и о свободе. Христос пришел с проповедью именно о том, что Царство Божие приблизилось к человеку (Матф.3:2, и др.). В своём учении Он как бы приоткрывает глухую завесу, отделяющую нас от вечности. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, - говорит, например, Он, - но собирайте себе сокровища на небе (т. е. в вечности), где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут (Матф.6:19). Таким образом, Евангелие даёт человеку возможность, еще живя на земле, стать причастным вечной жизни, и там, в вечности, собирать для себя духовные сокровища. Но это прикосновение к блаженной вечности, и понимание вещей духовных, дается отнюдь не через отвлеченные философские рассуждения, которые, как уже говорилось, ни к чему, кроме генеральных сомнений, не приводят, а через веру и евангельские заповеди.
Началом же пути к Богу является покаяние. Поэтому первое слово проповеди Христа, это слово «покайтесь» (Матф.3:2, и др.). Только оно даёт возможность человеку избавиться от своего внутреннего лицемерия, и этим просвещает его сердце. Абстрактно рассуждать о Боге можно только минуя обличения своей совести. Например, вы приводите рассуждение: зачем Господь дал человеку свободу, и почему не уничтожает тех, кто ей злоупотребил, если они мучаются? Однако непонятно, почему в этом злоупотреблении мы виним именно Бога. Что мешает любому человеку сделать правильный нравственный выбор? Бог ведь этому совсем не препятствует, и даже наоборот, призывает нас к лучшему. Но мы всё равно выбираем зло. Тут и возникает путаница. Мы сами выбираем зло, - и одновременно ругаем Бога за то, что Он дал нам свободу его выбирать. Но виновата здесь, очевидно, не свобода, а наша злая воля. Мало того, что мы выбираем зло и отвергаем Евангелие, но хотим ещё обвинить в этом Бога.
Если же мы попробуем вникнуть в понятия свободы и жизни, то увидим, что отнять их у человека просто невозможно. Именно нравственная свобода отличает человека от животных. Без неё человек просто жил бы в меру своих естественных инстинктов, как это делают животные, т. е., собственно, и был бы одним из них. И философия добра и зла его бы не интересовала. Однако именно познание добра и зла является отличительным свойством природы человека, и даже делает его подобным Богу (Быт.3:22). Именно свобода открывает нам путь спасения, а грех лишает свободы. Ибо всякий, делающий грех, есть раб греха, - говорит Евангелие (Иоан.8:34).
Христос родился на земле именно для того, чтобы дать человеку настоящую свободу. Родит же Сына, - сказано о Христе, - и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (т. е. освободит от рабства греху - Матф.1:21). Нравственная свобода, собственно, и является жизнью человеческой души, ибо без свободы душа никак свою жизнь проявить не может, т. е. теряет признаки жизни. Так же и полная потеря физической свободы, когда тело человека не может сделать ни малейшего движения, является признаком телесной смерти. Ограничением свободы, т. е. тюрьмой, как некоторым подобием смерти, наказывается человек в гражданском обществе. Время, проведенное в тюрьме, он, как правило, считает вычеркнутым из жизни, и ждет только освобождения. Понятия свободы, Царства Божия и жизни неразрывно связаны между собой. Можно даже сказать, что это всего лишь разные определения того блага, которое даёт человеку Господь. Христос пришел для того, чтобы открыть человеку Царство Божие, и одновременно для того, чтобы дать ему свободу, - и одновременно для того, чтобы дать жизнь. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком, - передаёт слова Христа евангелист Иоанн (Иоан.10:10). Именно жизнь противопоставлена в Евангелии вечным мукам. Например, мы читаем в Евангелии от Марка: Лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну (Мар.9:43). Спасение понимается как рождение человека, - т. е. обретение им жизни. Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Иоан.3:5). Более того, Христос говорит о себе: Я есть жизнь (Иоанн 11,25). Поэтому рассуждения о том, что можно лишить человека свободы или жизни, чтобы не мучился, возможны только как отвлеченная философия, никак не связанная с реальностью. Даже для неверующего человека жизнь и свобода являются абсолютной ценностью, и он всегда стремимся только к жизни и только к свободе. Вера же, собственно, и состоит в том, чтобы открыть нам путь к настоящей свободе и настоящей жизни. Тогда человеку открывается и любовь Божия. Открывается она именно в том, что Господь привел его из небытия в бытие, дал жизнь и свободу, - и даже когда человек злоупотребил ей, не отринул его, но послал Сына, чтобы мы снова получили жизнь через Него (1Иоан.4:9). Оставаясь же в грехе и смерти, человек не имеет представления о тех благах, которые уготовал ему Господь, и все его рассуждения всегда сводятся лишь к ропоту на Бога, и сомнениям в вере.
Стремление понимать, как устроен мир, заложено в душе человека, и поэтому нет ничего странного в том, что его волнуют проблемы, которые вы затронули в своём вопросе. Однако падение человека лишило нас знания о сущности вещей. Но рассуждать о грехопадении и изгнании из Рая можно только в контексте веры. Альтернативой же вере являются рассуждения, приведенные в вашем вопросе. Они представляют собой попытку подменить духовное знание, которое открывает только вера, придуманными теориями и философскими концепциями. Уже много тысяч лет гордый человеческий ум бьется над этими «вечными проблемами», - но ни к чему, кроме генеральных сомнений, не приходит. Духовная истина, как известно, скрыта от мудрых и разумных, и открыта младенцам (Матф.11:25). Поэтому на ваш вопрос возможен скорее не ответ, а только совет: взыщите веру, как это делают дети – с простым, искренним, и чистым сердцем. Тогда постепенно будут разрешаться все ваши сомнения и вопросы. Ибо если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Матф.18:3).
|