Ваши рассуждения не приводят вас ни к чему благому, потому что в них отсутствует вера. Если бы вы заменили сложный психоанализ простым покаянием и упованием на милосердие Божие, то приобрели бы мир для своего сердца, и смогли бы творить благо и себе, и своим близким. Ибо путь в Царство Божие от мудрых и разумных скрыт, и открыт младенцам (Матф.11:25). Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное, - говорит Христос (Матф.18:3).
Детская душа не склонна к сложным и запутанным рассуждениям, и от реальности не отторгается. Например, дети играют в футбол под окнами соседа, и разбили окно мячом. Конечно, они расстраиваются, и даже боятся наказания. Однако, получив нагоняй, просят прощения, и, не успев утереть слезы, уже бегут играть в другое место. Попробуйте представить, чтобы вместо этого они, получив прощение за разбитое стекло, не побежали бы снова играть в футбол, а стали бы, говоря словами из вашего вопроса, глубоко разбирать ситуацию, анализировать ошибку, понимать, что она уже в прошлом и ничего изменить нельзя, и по прошествии нескольких дней все равно оставались бы в этом состоянии, думали ограничить до минимума игру в футбол вообще, и так же и взаимодействие друг с другом. Это возможно только для нас, взрослых, а дети даже и не поймут, как это возможно, и зачем нужно. Для того чтобы войти в Царство Небесное, нам не хватает не сложного самоанализа, а простоты и непосредственности детей.
Что же, однако, мешает и нам, так же как детям, просто раскаяться в своих грехах, и нести дальше свой крест, уповая на милосердие Божие? Путь покаяния остается для нас закрыт, как уже упоминалось, из-за отсутствия веры. Ведь для верующего человека очевидно, что Бог может простить нам то, что изменить уже нельзя. Более того, Христос уже искупил наши грехи – принял за них смерть на кресте. Поэтому покаяние и вера в Христа приносят удивительные плоды, и дают душе верующего человека мир. Верующий человек не приходит в душевное расстройство из-за своих ошибок. Он со смирением живет так, как он может: Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить, - говорит Апостол (Фил.3:16).
Возможность покаяться в своих грехах, и снова примириться с Богом в той или иной форме предлагается во всех традиционных религиях. Атеистам же остается при воспоминании о своих грехах только кусать локти, или пытаться, как вы пишете, простить самого себя. Однако очевидно, что мысль прощать или не прощать самого себя, кроме отторжения от реальности, ни к чему привести не может. Прощаем себя не мы сами, а Бог. Дети, разбившие окно соседа, идею простить самих себя могут воспринять лишь как весёлую шутку. Ясное дело, что прощения надо просить не у себя, а у родителей, или у соседа. Чувство вины угнетает вас, по-видимому, как раз потому, что вы не можете покаяться в своих грехах именно перед Богом. Ведь на самом деле только Он может прощать грехи.
Покаяние в своих грехах, смирение и вера дают нам возможность приобщиться к традиции Церкви. Тогда наши отношения с людьми перестают быть запутанным клубком противоречий, и приобретают определённую ясность и смысл. Вера в Бога дает основание для понятия о несении именно своего креста, - т. е. правильного понимания своих обязательств по отношению к конкретным людям, с которыми мы связаны. Например, за свою семью ответственность человек должен нести обязательно. На работе он должен честно трудиться, в общественной жизни выполнять, как это принято говорить, гражданский долг, чтить законные власти, – и пр. Остальное он со смирением вполне может предать воле Божией, ибо Господь строит мир, и содержит всё. От нас требуется только научиться правильно нести свой крест, т. е. строить отношения с людьми именно так, как это следует из тех реальных отношений, в которые вас поставил Господь.
Однако в ваших рассуждениях такая мысль отсутствует. Вы же даже не сообщаете, что это за человек, за которого вы берете ответственность на себя (вариант «б»), и в чем эта ответственность заключается. Ведь здесь возможны совершенно разные вещи. Если мы попытаемся, например, взять на себя ответственность за действия американского президента, то это приведет только к душевному расстройству. Но, с другой стороны, если попытаемся снять с себя ответственность, скажем, за своих малолетних детей, то это будет и преступление и грех. Так же вы ничего не говорите о том, что вы делаете лично для себя (вариант «а»). Получается, действительно, полностью оторванный от реальности психоанализ, который ничего, кроме угнетенного душевного состояния принести не может. Вы даже не замечаете внутренних противоречий в своих рассуждениях. Например, вы пишете: Сделал я это «не подумав, или в спешке, не оценив всех факторов». Тут же, однако, говорите нечто обратное: «каждый шаг на куче проверок, каждый шаг «с закрытыми глазами», - сначала пощупать, а можно ли?».
Если же вернуться к реальности, и положить в основание наших рассуждений и нашей жизни веру, то окажется, что даже варианты разбивать на «а» и «б» не имеет смысла, Потому что когда мы поступаем по заповедям Божиим, мы одинаково и себе и людям приносим благо. Так же и когда мы забываем о Боге, мы приносим зло как себе, так и ближнему, - о чем и вы пишете в своём вопросе. Поэтому наша реальная задача состоит совсем не в том, чтобы систематизировать свои поступки по пунктам. Подобными рассуждениями мы только безнадёжно запутываем и мучаем себя. Задача в том, чтобы каяться в своих грехах, и учиться правильно нести свой крест. Тогда мы перестанем мучиться бесплодным чувством уныния и вины, которое преследует сердце человека, лишенного веры.
|