Воистину воскресе!
Ваши вопросы относительно великой схимы, очевидно, не к нам. Мы обычные люди, живущие в этом мире, и рассуждения о тонкостях иноческой жизни вряд ли для нас будут иметь смысл.
Общий смысл монашества состоит в отречении от мира, т.е. от жизни по внутренним законам этого мира, другими словами ? по своим страстям. Это дает человеку свободу для покаяния и последования заповедям Евангелия во всей возможной полноте. Иногда говорят, что это жизнь на земле, уподобленная жизни ангелов. Возможна она только для тех, кто имеет к ней призвание, и понятна только тем, кто ей живет.
К покаянию и последованию Евангельским заповедям, впрочем, призван каждый христианин, как бы это ни трудно было для тех, кто плавает в бурных волнах нашего противоречивого мира. Поэтому наибольший смысл имеет третья часть вашего вопроса.
С христианской точки зрения вся она состоит из противоречий. Например, вы пишете, что молитесь за обидчика вашего друга, но добавляете, что он не крещеный. Однако молиться можно и за крещеных и за некрещеных. Но вот молиться за человека, одновременно испытывая к нему, как вы пишете, гнев, переходящий в ярость, - невозможно. Иногда приходится слышать советы молиться о своих обидчиках, основанные вроде бы на евангельских словах (Матф.5:44). Однако чтобы понять эти слова, и осуществить их в жизни, надо пройти немалый путь. Сначала надо научиться хотя бы просто здраво относиться к людям, в соответствии с реальным положением дел. Т. е. надо разобраться в ситуации и подумать, каковы могут быть причины этого искушения, и что нужно делать. Причины всегда находятся внутри нас, и чтобы их понять, надо внимательно посмотреть в свою совесть. А поступать надо в соответствии с реальным положением дел. Например, если речь идет о схимнике в монастыре, то он, может быть, и сможет молиться за всех обидчиков и за весь мир. Но было бы совсем неправильно, например, милиционеру вместо того, чтобы защитить женщину от насильника, бежать в Церковь и ставить свечку за спасение его души.
В вашем вопросе, однако, совсем отсутствует попытка разобраться в сути дела. По существу, вы сообщаете только об одном - о своей злобе. Наша злоба и раздражение, действительно, всегда являются грехом. Гнев человека не творит правды Божией, - говорит апостол Иаков (Иак.1:20). Он всегда является выражением наших страстей. На самом деле было бы удивительно (и грустно), если бы у вас получилось одновременно следовать своей злобе, и молиться. Начать можно только с того, чтобы со смирением попытаться разобраться в ситуации. Сердце своё при этом надо обратить к покаянию, ибо, как уже говорилось, только в своей совести мы можем увидеть настоящие причины того, что с нами происходит. Тогда человек постепенно приобретает некоторое смирение, а вместе с ним способность правильно понимать ситуацию, и поступать по заповедям Божиим. Этот процесс и называется христианской духовной жизнью.
|