Ветхий Завет действительно понимает смерть как наказание, причем самое страшное для человека. Его духовный смысл состоит в ожидании Мессии, а пока Он не пришел, кроме земной жизни Ветхий Завет ничего не мог предложить человеку. Поэтому, даже понимая неизбежность смерти, человек всеми силами пытался её отсрочить, и получить возможно больше земных благ. Для верующего человека оставалось так же желание прожить земную жизнь во всей возможной полноте, надеясь сотворить все, что угодно Богу, и умирить свою душу. Не восхити меня в половине дней моих, - молится Давид (Пс.101:25).
Но смерть страшна не только прекращением земной жизни. Трагедия конца земной жизни является исполнением определения Божия, данного Адаму в Раю: в день, в который ты вкусишь от него (дерева познания добра и зла), смертью умрешь (Быт.2:17). Таким образом, смерть по определению самого Бога является наказанием для всего человеческого рода. Она поставляет человека перед судом Божиим. И хотя Ветхий Завет оставлял лишь смутную надежду избежать этого суда, но всё-таки нёс в себе надежду на то, что что-то изменится. Надежда на самом деле состояла в приходе Спасителя. Но и в традиции не принявших Христа Иудеев до сих пор остаётся обычай выглядывать утром в окошко, чтобы посмотреть: не идёт ли Мессия? Смерть же являлась знаком совершившегося суда Божиего над человеком, и означала не только конец земной жизни, но и смерть надежды.
Надо сказать, однако, что даже в Ветхом Завете смерть не всегда имела своим смыслом кару за зло. Вот слова из книги Премудрости Соломоновой, которые читаются на богослужениях, посвященных памяти преподобных: восхищен (т.е. взят из мира), чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его, ... ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том (4: 11,14). Карой и символом вечной смерти преждевременная смерть уже в Ветхом Завете являлась лишь для неверующих и нечестивых людей. Верующего же человека она может, наоборот, спасать от зла. Смерть же ветхозаветных праведников, которые жили очень долго, Библия описывает совсем не как кару или наказание. Вот что сказано, например, о смерти Исаака: И испустил Исаак дух и умер, и приложился к народу своему, будучи стар и насыщен жизнью (Быт.35:29).
В Новом Завете смерть также понимается как наказание только тогда, когда она настигает грешного человека. Об этом говорит Христос, отвечая на вопрос о Галилеянах, убитых Пилатом: Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. (Лук.13:2-5).
Для верующего же человека Евангелие открывает надежду Царствия Божия и вечной жизни. Христос пришел, чтобы спасти погибшее (Матф.18:11), и попускает смерть тогда, когда все средства для спасения исчерпаны. В притче о бесплодной смоковнице Господь уже не говорит, как в Ветхом Завете об Онане: он не угоден был пред очами Господа, и умертвил его Господь. Здесь мы слышим ходатайство о терпении нашего неверия: Господин! Оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, - не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее (Лук.13:8,9). Т. е. продление жизни понимается как время, необходимое для того, чтобы прийти к покаянию и вере. Господь срубает бесплодное дерево лишь тогда, когда исчерпаны все возможности, и надеяться больше не на что. Господь ... долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию, говорит апостол Петр (2Пет.3:9).
Смерть же верующего в Христа человека является жизнью, как и вы пишете в своём вопросе. Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек, - говорит Он (Иоан.8:51). Для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение, - говорит апостол Павел (Фил.1:21). Для тех, кто знает Христа, земная смерть означает жизнь вечную (Иоан.17:3).
Однако и для христиан час смертный является великим испытанием их совести и веры. Это трепет перед праведным судом Божиим, - ибо трудно человеку достичь той веры, которая дала апостолу Павлу жизнь - Христа, а смерть сделала приобретением. Поэтому и мы, вместе с пророком Давидом, молимся о том, чтобы Господь дал еще нам время на покаяние, дал завершить в полноте путь земной жизни, чтобы приготовить свою душу к вечности.
Для неверующего же мира смерть всегда остается самым страшным из всего, что ожидает человека, ибо она означает в его понимании конец существования, и полное небытие. Смерть грешников люта, - говорит Священное Писание (Пс.33:21). Муки ада испытывает не только тело, но и душа, которая знает о своём бессмертии, какие бы мысли не внушал себе развращенный земной ум человека. Поэтому для неё страшен не конец жизни сам по себе, а приговор вечности, окончательное проклятие Богом бесплодной смоковницы (Матф.21:19).
|