1. Пока человек начинает свои рассуждения о Боге с недовольства Его действиями, и отрицает Церковь, он не может прийти ни к чему благому, и я бы не посоветовал вам вступать с ним в дискуссию. Может быть, вместо этого можно просто помочь ему, если он в чем-то нуждается, или по возможности проявить доброе внимание и поддержку.
Понятно, что по существу все мы, люди, равны перед Богом. Но в каждой конкретной ситуации Господь судит человека в соответствии с теми условиями, в которые он был поставлен, и теми способностями и возможностями, которые ему были даны. Из этого следует неожиданный вывод, прямо противоположный приведенному вами рассуждению о привилегиях: на самом деле строже всего Господь судит именно нас, верующих людей. Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лук.12:47,48).
Понятие о привилегиях в христианстве совершенно противоположно мирским представлениям. Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими, - говорит Господь. - Но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом. Так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Матф.20:25-28).
Привилегии эти перед Богом легко может получить каждый, если только захочет. Однако желающих обычно оказывается не так много. В большинстве случаев человек предпочитает не верить в них, - как и делает ваш знакомый. Спорить в этом случае совершенно бессмысленно, и даже вредно. Люди могут понять, что над ними просто издеваются. Как можно предлагать человеку привилегию отвергнуться себя? Ведь он думает, наоборот, как получить что-то для себя, и страдает именно от того, что не получает желаемого, или получает меньше, чем другие. А вы будете ему говорить, например, что лучше стать инвалидом, чем пользоваться здоровьем и жить по страстям. (Матф.18:9). Поэтому ваш знакомый, очевидно, вполне обоснованно подозревает, что привилегии эти какие-то странные, и не хочет об них слушать.
2. Зло Господь никогда не творит. Оно рождается в свободной воле человека, и приносит горький плод – страдание. Страдание, действительно, иногда заставляет нас задуматься о своих грехах. Однако происходит это далеко не всегда, ибо страдают и умирают все, а к покаянию и вере приходят лишь немногие. Тот, кто приходит к покаянию, начинает понимать и причины зла, и путь веры, который спасает от него. Для других же остается только терпеть и мучиться, рассуждая, например, что зло и смерть – это естественное свойство природы, или что зло творит Господь из какой-то странной изуверской идеи – заставить о Себе задуматься.
Поэтому, как я уже говорил, на мой взгляд, лучше нам не путаться в рассуждениях о привилегиях и происхождении зла, а просто помочь больному человеку, если есть такая возможность.
|