, 2010 .
 2010 .
 
: 3549


    Здравствуйте, отец Александр. Меня в жизни ничего не интересует. Нет никакого призвания, как у некоторых людей, кто-то хочет быть врачом, кто-то учителем и т.д. Я вообще ничего не хочу. У меня нет высшего образования, нет никаких стремлений, интересов и целей в жини. На работе скучно и неинтересно, время как будто останавливается, порой такая тоска находит, что становится невыносимо. Как представлю, что ещё лет 30 работать на ненавистной работе, начинается ропот, что лучше бы я тяжело заболела, чем каждый день ходить на работу, как на каторгу. Завидую людям, которые увлечены каким-то делом и работают там, где им нравится, их голова занята делом, а не всякой ерундой, как у меня, они чувствуют себя полезными и нужными людьми. Я бы тоже хотела бы работать на работе, которая не то чтобы нравилась (уже и не мечтаю об этом), а просто была-бы как-то приемлема, но такой работы скорее всего не существует. Как жить, когда ничего не интересно? Ведь человек большую часть жизни проводит на работе. Вы можете сказать, что надо нести свой Крест, и жизнь - это не праздник, что надо терпеть. Но должна же быть какая-то отдушина, положительные эмоции, хотя бы чуть-чуть, многого-то и не надо. В душе пустота, в будущем не вижу ничего хорошего, одна ненавистная работа. Чувствую себя каким-то роботом: работа - дом, работа - дом, и больше ничего.

 
...>
 
: 3548


    Батюшка, наш вопрос под номером 3545 может иметь продолжение:

    Стыд — негативная эмоция, свидетельствующая о возможности потери самоуважения. При его переживании акцентируется самосознание, и индивид начинает воспринимать себя как маленького, беспомощного, скованного, глупого, ни к чему не годного и не способного. Исходно, к переживанию стыда ведут ситуации социального неодобрения неудач индивида.

    Определение понятия “стыд” найдено в ИНТЕРНЕТе со ссылкой на психологический словарь, причём неполной ссылкой, которая вызывает сомнение в её верности и взвешенности.

    Мы часто говорим “ни стыда, ни совести”, подразумевая окончательную неудовлетворённость поступком человека.

    Очень ёмкое понятие “совесть” даётся ГоРаБо, как духовное отношение личности к собственным поступкам. Причём это отношение есть отношение души личности, когда она слушает тело, способное стыдиться. ГоРаБо тут же делает и определение понятия “стыд”, как древнейший инстинкт человека, утрачивая который, человек не способен совеститься.

    Очень взвешенное и верное рассуждение о совести читатель найдёт у И. А. Ильина (например, здесь
    http://www.bogoslov.com/files/disk3/web.knigi./o.sovesti.2/prof.Ivan.Iljin.o.sovesti.htm).

    Другие источники информации по существу уводят от истины, и мы поговорим только об определении понятия “стыд”, как это приведено нами в самом начале.

    Да, стыд - это эмоция. Причём это древнейшая эмоция, которая находит своё содержание в древнейшем инстинкте человека. Но относить её к негативным эмоциям – в корне неверно. Это отучает человека стыдиться, так как человек стремится избегать негативных эмоций. Стыд - это эмоция, не имеющая знака, приписывая которой негативный оттенок, мы совершаем грех, отучая человека слушать своё тело, которое несёт нам сигналы некой «краски» стыда, и мы лишаемся того положительного жжения совести, которое составляет суть души и суть человека, как духовной личности. Стыд стоит на страже нравственности, если хотите рассуждать в моральных категориях. Только тело, не утратившее древнейший инстинкт стыда, можно привести к послушанию душе, жаждущей совестливого акта (читай И. А. Ильина).

    Далее рассуждая, придём к выводу, что, утрачивая стыд, личность получает травму души, которая ведёт к опасным психозам. Самый опасный из них связан с положением в обществе, массовый психоз.

    Так кратко выражается моё отношение к коренному понятию «стыд», которое питает соками совесть.

    И. А. Ильин в приведённой ссылке нигде не употребляет слово «стыд». Мы знаем Ильина как тонкого психолога. Тем не менее, оторвав стыд от совести, И. А. Ильин близок совершить грубую ошибку, возвеличив совесть до божества, и вы найдёте в ссылке соответствующий момент, где он допускает диохотомическое суждение, выравнивая в предложении Бога и совесть союзом «и». Мы, как православные, знаем одного Бога, а совесть нам может быть дана или нет, что зависит от нашего бренного тела, которое может утрачивать стыд, и тогда ни стыда, ни совести нет у человека. Он не может быть личностью духовной, а остаётся во всех своих проявления животным по сути, которому свойственны иные психические переживания, чем у духовной личности, обращённой к Богу.

    Спаси Бог.

 
...>
 
: 3547


    Здравствуйте, отец Александр! Вам задают много вопросов об одиночестве, и вот я тоже решилась. Мне 40 лет, замужем никогда не была. Я всё время думаю о том, что могу сделать, чтобы встретить человека. Так вышло, что и в институте, и на работе коллективы чисто женские, в отпусках и поездках я тоже, в основном, оказывалась в окружении женщин. И вот недавно нашла в интернете сайт клуба знакомств, который организует экскурсии специально для одиноких людей моего возраста. Я захотела присоединиться к этим экскурсиям, но вот уже несколько раз что-то срывалось. Один раз из-за того, что я заболела, другой - была срочная работа, третий - понадобилась помощь моим родителям. Еще как-то позвонила - сказали, что мест на экскурсию уже нет. В общем, я стала думать, что, может, Господь считает, что мне не следует участвовать в таких мероприятиях. А что вы думаете по этому поводу? Спасибо заранее за ответ.

 
...>
 
: 3546


    Уважаемый отец Александр. Моя подруга больна, находится в коме 2 недели. Я много молилась за нее в эти дни. И я тяжело заболела сама и одновременно мой муж тоже. Может быть, нельзя так молиться за других, а молиться только о себе. Да и какие из нас молитвенники? Успеть бы в своих грехах покаяться...

 
...>
 
: 3545


    Батюшка, я дал определение совести:

    Совесть - духовное отношение личности к собственным поступкам, когда душа её слушает тело, а тело способно стыдиться. Стыд есть древнейший инстинкт человека, теряя который человек теряет способность быть совестливым.

    Не противоречит ли оно Новому Завету, в котором приводятся степени совести, но не даётся само определение:

    В новозаветних писаниях апостолы определили Семь Степеней Совести -это Непорочная (Деян.24:16), Чистая (1Тим 3:8), Добрая (1Тим 1:5,19; 1Пет. 3:21; Евр. 13:18), Немощная (1Кор. 8:7), Обличаемая, Порочная (Евреям 10:19), Сожженная (1Тим 4:1).

    Спасибо

 
...>