Иконописная школа имени преподобного Алипия приняла участие в Международной выставке православного искусства "СВЕТ МИРУ"
В Центральном выставочном зале "Манеж" - сообщает РИА "Новости" - открылась международная выставка православного искусства "Свет миру". В экспозицию вошли лучшие работы более 100 иконописных мастерских России, Греции, Сербии, Украины, Белоруссии и других стран, демонстрирующие разные эпохи и стили
"Надеюсь, что перед этими священными образами наши современники обретут возможность вырваться из повседневной суеты, задуматься о вечных основах бытия и почувствовать красоту жизни с Богом", - сказал, открывая выставку, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Полномочный представитель президента в ЦФО Георгий Полтавченко, присутствовавший на открытии выставки, подчеркнул, что посетители экспозиции смогут "прикоснуться к тысячелетним традициям русского и не только русского православного искусства".
Министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов заявил, что выставка "перебрасывает мост" через "эпоху порушения" святынь. Он обратил особое внимание собравшихся на то, что выставка сопровождает Рождественские чтения, открывшиеся накануне в Кремле.
"Вместе обсуждают проблемы бытия люди церкви и светские люди. Это то достижение, которым мы дорожим", - подчеркнул министр культуры.
Мэр Москвы Юрий Лужков сказал, что такие выставки будут проводиться в столице и в дальнейшем и станут традицией.
"Это форум, который укрепляет духовность, объединяет всех нас и формирует связи светского мира с православием, которое абсолютно необходимо для нашего народа, для развивающейся страны. Здесь мы увидим образцы народного искусства, которое формирует базисное творческое начало человека на земле", - отметил мэр.
Пространство выставочного зала поделено на две части: православные традиции и современное православное искусство.
Отдельный раздел посвящен духовным связям России и Афона, сыгравшего важную роль в становлении и развитии русского монашества и церковной культуры. Наряду с работами афонских монахов-иконописцев впервые выставлены уникальные фотографии второй половины 19-го века из архива Свято-Пантелеимонова русского монастыря на Афоне, которые запечатлели паломничества членов Российского императорского дома. Специально к выставке в российскую столицу с Афона доставлена новонаписанная икона "Собор святых русских Афонцев". На ней изображена Божия Матерь "Игумения Афонская", окруженная собором русских святых.
Организаторами экспозиции выступили Управление делами Московской Патриархии, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Центр развития церковных ремесел "Русский Афон" и выставочная компания "Ортодокс-экспо".
Выставка проходила с 30 января по 3 февраля" (www.newsru.com).
Дубненская Иконописная школа была представлена девятью иконами. Это "Спаситель" и "Богоматерь Смоленская" Ольги Норкиной, и ее же праздники "Крещение" и "Вознесение", а также икона "Избранные святые" - борцы за чистоту Православной веры: свт. Геннадий Новгородский, прп. Иосиф Волоцкий, свт. Марк Эфесский и свт. Ириней Лионский. Ольга умеет писать во всех стилях русской и византийской традиции, но постепенно ее симпатии склонились к русской "архаике", она ориентируется на образцы икон и фресок домонгольского периода.
Олег Осетров выставил икону "Святители-литургисты": Григорий Двоеслов, Иоанн Златоуст и Василий Великий. При обычной виртуозной технике, неожиданным решением автора было изображение святителей в розовых фелонях на красном киноварном фоне: красное на красном - очень эффектно.
Александр Рудич, выпускник школы прошлого года, представил на суд зрителей две иконы, предназначенные для храма святого Андрея Критского в Санкт-Петербурге "Троицу" и "Преображение". Его письмо отличает изысканность исполнения, тонкие цветовые отношения, и в то же время оно экспрессивно, близко по манере Феофану Греку.
Наталья Воронцова училась в нашей школе еще в прошлом веке. Ее иконы внешне чем-то походят на иконы Рудича, но на самом деле Наталья очень самобытный иконописец, она все время находится в поиске. Несмотря на это, ее рука узнается даже в совершенно разных по стилю иконах. Сейчас, например, Наталья пробует освоить стили древних грузинских школ иконописи.
На эту выставку попала ее одна небольшая икона "Исход души из тела", сюжет довольно редкий, Наталья взяла его из византийской миниатюры. Икона двухчастная: вверху изображено преставление монаха, окруженного братьями, а внизу ангелы как бы взвешивают содержимое его души: чего окажется в ней более - грехов или добродетелей? Бесы представляют записи грехов, а в руках ангелов свитки с покаянием и записями добрых дел. Каждому взирающему на эту икону предлагается подумать, как он сам будет отвечать на Суде Божием.
Необычен не только сюжет, но и голубой фон иконы, и поля в виде дымчатого мрамора, однако икона по духу и стилю вполне традиционна, в ней нет претензии на "новое слово" в искусстве.
Выставка завершилась. Она продолжалась не полных пять дней, но за это время ее посетили более 50 000 человек. Это говорит о большом интересе в современной России к церковному искусству, а самое главное - есть что показать, и есть что посмотреть. Причем, показать можно было бы гораздо больше, но специфика труда иконописцев такова, что весьма сложно собрать и удержать у себя значительное количество работ. Все они расходятся по заказчикам - монастырям, храмам, частным домам, а стенопись можно представить только на фотографиях. Но с другой стороны - это же здорово, что в огромном Центральном выставочном зале России поместилась только малая толика современных икон, написанных уже в XXI веке.