О приходе
Новости
Расписание богослужений
Реквизиты
История
Жития Святых
Фотоальбом
Вопросы священнику
Архив ответов
Иконописная школа


История возрождения Храма Смоленской иконы Божией Матери

Первоначально Храм Смоленской иконы Божией Матери находился на выезде из села Подберезье (ныне ул. Кирова), он был закрыт в 1937 году и разрушен до основания в 1948 году. Сегодня храм, носящий это имя, является центром комплекса построек в районе старого кладбища левобережья. Кроме Смоленского храма в состав комплекса входит храм Блаженной Ксении Петербуржской (колокольня-крестильня), здание над въездными вратами, летняя трапезная и ряд подсобных построек. Комплекс обнесен бревенчатым забором с башнями, что увеличивает его сходство с русскими деревянными монастырями XVI-XVII веков.

Идея восстановления Смоленской церкви принадлежит врачу городской больницы В.Н. Калякину, дед которого был старостой разрушенного храма. Приход, а точнее инициативная группа организовалась в 1993 году. Оформили соответствующие документы, недоставало малого: храма и священника. В декабре того же года указом митрополита Ювеналия настоятелем несуществующего храма был назначен священник Виталий Шумилов. Главной задачей в этот самый сложный период было начать богослужения, чтобы приход "ожил".
Временное помещение для этих целей (после долгих и безрезультатных поисков) предоставил директор мастерских при психиатрической больнице N 14 Сергей Ересько (царство ему небесное). После заключения договора Смоленским храмом стал именоваться картонажный цех площадью около 100 кв. метров.

Ускорить начало богослужений помогло следующее обстоятельство. В ту пору приход храма Всех святых в земле Российской просиявших находился в каменном сарае при входе на городское кладбище. Несмотря на зимнее время, началась его реконструкция, и настоятель храма отец Александр Любимов со всем своим приходом и утварью попросил убежища в "смоленском" картонажном цехе. Срочно соорудили фанерный иконостас, и можно было начинать служить. Первое богослужение состоялось вечером 5 февраля 1994 года накануне дня памяти св. блаженной Ксении Петербуржской. Почему именно в этот день началась богослужебная жизнь прихода, и какой это имело смысл, прихожане начали догадываться в тот же вечер, но окончательное понимание пришло позже. А случились тогда удивительные "совпадения".

Из жития блаженной Ксении (XVIII век) известно, что она помогала строить храм Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище в Петербурге. Блаженная ночью поднимала на леса столько кирпичей, сколько было необходимо каменщикам для выполнения дневной нормы. "Совпадение" первое: вновь открытый приход собирался строить Смоленский храм - и блаженная Ксения помогала строить именно Смоленский храм. "Совпадение" второе: изначально предполагалось строить храм на старом месте, в конце ул. Кирова. Но так как блаженная строила храм на кладбище, этим указывалось, что и наш храм будет строиться не там, где намечалось (на окраине города), а в другом более удобном месте - на старом левобережном кладбище, где он сейчас и находится. "Совпадение" третье: блаженную Ксению многие при жизни считали сумасшедшей, не понимая подвига юродства, который она приняла. Так и Смоленский приход нашел первое пристанище в цехе психиатрической больницы. Прихожане считают блаженную Ксению своей небесной покровительницей и помощницей. Спустя несколько лет, когда пришло время строить колокольню-крестильню, было единогласно решено посвятить новый храм святой блаженной Ксении Петербуржской.

Богослужения начались, и жизнь прихода стала налаживаться, но надо было думать о строительстве настоящего храма. На приходском собрании было решено, что пока будет строиться каменный храм (а это, помните, 1994 год - разруха), временно построить рядом небольшой деревянный. В Лихославле (Тверская область) бригада плотников согласилась за небольшие деньги выполнить эту работу из своего леса. В мае сруб привезли и поставили во дворе мастерских рядом с действующим "храмом". Основное помещение было размером 6 х 10 м, алтарь и притвор - 4 х 4 м.

10 августа 1994 года состоялся первый (после 1936 года) престольный праздник Смоленского храма. Возглавил богослужение протоиерей Анатолий Пахмутов - благочинный церквей Талдомского округа. По возвращении с крестного хода по ул. Кирова к месту разрушенной церкви, благочинный посмотрел на остов будущего храма, и, указав на сотни людей, сказал: "Пока не поздно надо увеличить размеры". К весне 1995 года был готов новый проект и деревянная модель. (Упокой, Господи, душу раба Твоего зодчего Георгия).
Прототипом будущего храма стала небольшая деревянная церковь Апостола Андрея Первозванного на Заяцком острове (Соловки). Площадь нового храма увеличивалась за счет боковых прирубов, а объем за счет надстройки, увенчанной куполом. Был также спроектирован цокольный этаж, где предполагалось разместить ризницу, просфорню, трапезную, библиотеку, склад. Можно было начинать строительство, но неожиданно поменялось месторасположение будущего храма. Вот как это случилось.

В Радоницу - пасхальное поминовение усопших - на поляне перед старым кладбищем была отслужена панихида. День был весенним, майским, солнечным, вокруг сосны - красота! Тут-то и пришла мысль построить храм именно на этом месте в чудном бору недалеко от жилого массива. Но как преодолеть инерцию и мышления и неповоротливой бумажной машины? А может и Божией Матери не угодно, чтобы Ее храм был на новом месте? За ответом на эти вопросы отец Виталий поехал к старцу - духовнику Троице-Сергиевой Лавры (и патриархов Пимена и Алексия II) архимандриту Кириллу (Павлову). Буквально чудом удалось застать отца Кирилла в Лавре, он отвечал на вопросы настоятеля, уже сидя в машине. "Где строить храм: на старом месте за городом или на новом, но ближе?" - "Стройте ближе к людям". "Как назвать новый храм: на старом месте был Смоленский, и сейчас у нас приход зарегистрирован как Смоленский?" - "Пусть будет Смоленский". Вот так по благословению отца Кирилла и было перенесено строительство Смоленского храма на новое место.

Еще одно чудо: непонятно, каким образом удалось за невероятно короткий срок (меньше месяца) переоформить землеотвод и получить разрешение на земляные работы? Но факт остается фактом. На закладном кресте в центре комплекса перед храмом можно и сегодня прочитать надпись: "4 июня 1995 года заложен сей храм Смоленской иконы Божией Матери преосвященным Григорием епископом Можайским".
Уже во время закладки храма на поляне возвышалась гора фундаментных блоков. А к зиме цокольный этаж был практически готов. Строительство велось в условиях экономического кризиса, инфляции, без реальной помощи от города и с минимальной помощью предприятий, которые сами "дышали на ладан". Здесь надо упомянуть о помощнике настоятеля храма Сергее Сержанове (ныне священнике), который проявил недюжинный талант и неисчерпаемую энергию в снабжении строительства, а также об А.С. Мошеве, исполнявшем обязанности прораба, он вел всю техническую документацию. Много прихожан самоотверженно трудились, помогая стройке, Бог знает их имена и помянет их во Царствии Своем. Особенно надо отметить Владимира Петровича Голубева, который по окончании основного строительства не "почил на лаврах", но продолжал помогать другим строящимся храмам города. Его знают и добрым словом поминают на всех дубненских приходах.

В 1996 году возводилось здание Смоленского храма, подводились все коммуникации: теплоснабжение, электричество, горячая и холодная вода, канализация.

Уникальные и особенно сложные работы по сооружению купола и установке креста, а позже шатровой колокольни и куполов на храме блаженной Ксении производил Сергей Хоптяр. "Лемехом" - осиновой чешуей (как в XVI веке) покрывали купола Николай Белов и Олег Житенев. Они же вместе с двумя Геннадиями Егоровым и Горячевым выполняли множество плотницких и столярных работ.

Николай Клоков изготовил окна и двери храма, престол и аналои - Юрий Палкин. Надо отметить, что все сооружения вплоть до мельчайших деталей старались выдержать в стиле и традициях русской деревянной архитектуры XVI-XVII веков. Сколько было возможно, не применялись современные материалы и технологии, особенно старались избежать стилизации ("русского ресторанного стиля"), чем в большинстве своем "грешат" современные архитекторы и их детища.

На вечернем богослужении 18 апреля 1997 года накануне Лазаревой субботы состоялось освящение Смоленского храма "иерейским чином", которое совершил по благословению митрополита Ювеналия благочинный церквей Талдомского округа протоиерей Анатолий Пахмутов. Собралось множество людей со всех приходов города, вместе с Воскрешением Лазаря праздновалось воскресение Смоленской церкви. Древнерусский летописец описал бы это событие приблизительно так: "В лето 7505 апреля 5 дня в канун Лазоревы субботы освещена бысть на Дубне церковь Пречистой древянна, чудна вельми, в честь иконы Ея, именуемыя Смоленская, и бысть радость велия на небеси и на земли".
Первая литургия совершилась днем позже - на Вход Господень в Иерусалим, затем службы страстной седмицы и Пасха! Когда пасхальный крестный ход в 12 ночи вышел из нового храма, то открылась неожиданная картина: сотни свечей, как светлячки, горели по всей территории, больше походившей тогда на стройплощадку. Казалось, весь город пришел отметить первую после шестидесятилетнего перерыва Пасху с крестным ходом в настоящем храме.

На оборотной стороне упомянутого закладного креста есть еще одна надпись: "19 января 1998 года заложен храм святой блаженной Ксении Петербуржской". Не пугайтесь, но речь опять пойдет о чуде, правда, маленьком. Закладывать храм хотели еще осенью, заложили фундамент, надо было срубить хотя бы один венец (так положено по чину). Однако получилась заминка, и дотянули до Рождества. На Рождество закладывать не станешь - две службы: ночью и утром. Решили заложить на Крещение из того соображения, что людей соберется много, более торжественно получится. Были только эти соображения. Но накануне праздника, наконец, поняли, почему Господь так все устроил. Храм блаженной Ксении должен быть храмом-крестильней. Когда же ему закладываться, как не на Крещение?! Вот так Господь за нас скудоумных думает.

Настало время упомянуть о служителях храма. В 1997 году штат пополнился вторым священником - отцом Александром Семеновым. В городе его любят и уважают. Особенно это проявляется в день его именин - 14 августа, когда со всех дубненских приходов съезжаются его духовные чада и почитатели. Храм в этот день и особенно именинник буквально утопают в море цветов.

Первым регентом хора (еще в "картонажном" варианте храма) была жена настоятеля матушка Валентина, она к тому времени имела опыт работы регентом в Ратминской церкви. Хор состоял тогда, в основном, из иконописцев. Матушке приходилось брать на службы (даже ночные) двоих детей: шести и четырех лет от роду. Во время богослужения приходилось следить за уставом, книгами, хором и двумя "мамщицами", которые не хотели в это время ни к кому идти, регулярно спрашивая, когда кончится служба, или объявляя, что им куда-то надо. Ситуация изменилась к лучшему с приходом в хор Людмилы Железновой - профессионального музыканта. Какое-то время она присматривалась, изучала устав, разучивала новые для нее песнопения, но скоро стала заменять регента на службах и, после рождения у матушки третьего, а потом и четвертого ребенка, окончательно заняла ее место. В настоящее время Людмила Васильевна по совместительству является директором Православной гимназии "Одигитрия".

С самого начала деятельности прихода его бухгалтерию и другую документацию вела Татьяна Викторовна Пыжова - кандидат экономических наук, специалист с большим стажем. Одновременно она является администратором Иконописной школы имени преподобного Алипия, директором Православной гимназии, и по сей день несет много других ответственных послушаний.

Много людей самоотверженно и бескорыстно трудились в разное время на Смоленском приходе, но нельзя не упомянуть о Варваре Талызиной, которая обслуживает церковную лавку с самого открытия прихода. Маргарита Воронова, Галина Кожевникова, Любовь Никифорова, Вероника Евдокунина (просфорница), Георгий Сидоров и Валерий Панин (алтарники), Светлана Ястремская и Екатерина Попова (библиотекари), Варвара Базюк - вот далеко не полный список "ветеранов труда" Смоленского храма. Разумеется, этим людям не нужна похвала человеческая (она никому не полезна), но история нуждается в том, чтобы сохранялась память о людях, которые волею судьбы стали участниками значительных событий. Может спустя много-много лет кто-то прочтет имена этих людей и помолится о спасении их душ - это они заслужили, против этого и возражать не станут.

Священник Виталий Шумилов,
настоятель Смоленской церкви г. Дубны
сентябрь 2004 г.