Пасха. Освящение куличей
Страстная неделя – время самых скорбных богослужений. Каждая служба посвящена трагическим событиям последних дней земной жизни Спасителя. И в то же время православный люд успевает подготовиться к празднику Пасхи. Как правило, в Чистый четверг убираются в доме, пекут куличи, красят яйца, готовят творожную пасху. Мы тоже по своему готовились к светлому празднику. Силами наших прихожан была проведена уборка во дворе храма и на прилегающей территории.В течение всего дня Великой Субботы и до самого начала Пасхальной службы в летней трапезной совершался чин освящения куличей, яиц и пасох.
Среди принесенных на освящение снедей были настоящие кулинарные шедевры.
Прихожане не забывали жертвовать часть освященных продуктов на общую ночную трапезу. С каждым годом все большее число жителей города приходят, чтобы освятить пасхальную снедь.
Может быть не все знают, откуда пошел обычай дарить на Пасху крашенные яйца и святить куличи?
«Традиция дарить на Пасху крашеные яйца произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины, когда она, по Вознесении Господнем, пришла в Рим для проповеди Евангелия, предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: "Христос воскресе!", начиная таким образом свою проповедь.
Кулич - это род артоса на нижней степени освящения.
Откуда же происходит кулич и почему на Пасху пекут и освящают именно куличи?
Нам, христианам, особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжение Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемый пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.
Употребление освященных пасох и куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4). Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей, верующие в первый день праздника, придя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление - прекращая говение, все едят благо-словенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седми-цы» (по материалам сайта www.zavet.ru).
…И вот, незадолго до полуночи все, желающие принять участие в Крестном ходе и Пасхальной службе, начинают собираться в храме. Погода совсем не апрельская – холодно и ветрено, но собравшихся так много, что часть людей остаются ждать начало Крестного хода на улице, храм не может вместить всех пришедших. Чувствуется приближение самого важного, самого главного события в круге Церковных праздников. Территория храма нарядно освящена гирляндами фонариков и свечами…
И ровно в полночь раздается долгожданное: «Воскресение Христово видевше!..». Начинается Крестный ход. Сотни зажженных свечей в руках верующих, пасхальные облачения священнослужителей, дружное пение – все наполняет душу чувством радости и торжества.
По окончании крестного хода прихожане расходятся по двум храмам: по традиции, чтобы как можно больше людей могло принять участие в ночной Пасхальной службе, она совершается одновременно в храме Смоленской Божией матери и в храме святой блаженной Ксении Петербуржской. В конце Пасхального богослужения «трудники» храма (в основном «трудницы») причащаются в первую очередь и торопятся накрыть столы в трапезной для общего разговления.
Заканчивается служба. Здесь хочется перейти на поэзию: «Повсюду благовест звучит, из всех церквей народ валит, заря глядит уже с небес, Христос воскрес! Христос воскрес! Действительно, отовсюду слышится: «Христос воскресе! Воистину воскресе!». Все приглашаются на общую трапезу. На столах традиционное пасхальное угощение, а также чай и бутерброды. И нет среди собравшихся ни одного унылого и грустного лица, все улыбаются, христосуются.
И вспоминаются в такую радостную минуту огласительное слово Иоанна Златоуста в день Святой Пасхи: «…Кто благочестив и боголюбив, - тот пусть насладится этим прекрасным и светлым торжеством. Богатые и бедные, ликуйте друг с другом;… постившиеся и непостившиеся, веселитесь ныне. Трапеза обильна, - насыщайтесь все…. Все наслаждайтесь пиршеством веры; все пользуйтесь богатством благости… Воскрес Христос, - и радуются ангелы; Воскрес Христос, - и мертвого ни одного нет во гробе. Ибо Христос, воскресший из мертвых, - «начаток умершим бысть» (1Кор.15, 20). Ему слава и держава во веки веков. Аминь».