2992:


    Батюшка!
    Пожалуйста, прочитайте это письмо.
    Я Сапронов Иван Николаевич, студент ставропольского вуза, инвалид детства. Мои родители пенсионеры и живут в деревне. В Ставрополе мне приходится снимать жильё. Денег не хватает. К этому прибавляется то, что мне необходимо дважды в год проходить лечение, а оно очень дорогое. Я хочу помочь родителям и зарабатывать сам. У меня есть литературный талант (давно пишу рассказы и стихи, был лауреатом краевых конкурсов). Но нет компьютера, чтобы набирать текст и отправлять его издателю.
    Прошу Вас о помощи.
    Это мой лицевой счёт в Сбербанке, на который я получаю пенсию: 40817810460100003746 (отделение СБ 5230/5230 г. Михайловска, Ставропольского края).
    Северо-Кавказский банк Сбербанка Р.Ф. г. Ставрополь
    БИК - 040707644
    ОКПО - 2747708
    ИНН - 7707083893
    ОКАТО - 07258501000
    К/счёт: 30101810100000000644
    Р/счёт: 30301810960000606010
    Знаю, вы много получаете подобных писем, но мне больше некуда обратиться. Везде глухи к моей просьбе. Но всё по Воле Божьей!
    Большое Вам спасибо!

 
:


Ответ на такой вопрос заключается, конечно, не в словах.

Однако сталкиваясь с подобными просьбами, человек всегда встаёт в тяжелое внутреннее противоречие. Ибо, с одной стороны, хочется помочь нуждающемуся, а с другой – все знают, что подавляющее большинство такого рода просьб приходит от профессиональных мошенников. Поэтому я решил сделать попытку проанализировать смысл подобных писем.

Каких только историй не приходится слышать от тех, кто просит деньги! Невольно подумаешь, что, действительно, лучше бы они писали романы, - заработали бы больше. Надо сказать, что автор этой просьбы избежал подобных описаний, и поэтому хочется ему поверить. В других же случаях истории бывают поистине удивительными. Обращались к нам и братья сербы, которые даже говорили с нужным акцентом, и мусульманский мула, который перешел в православие, и несчастный путешественник, которого ограбили два священника в купе поезда. Маршруты, по которым передвигаются такие люди, поистине фантастические. Человек может ехать из Парижа в Лондон, и именно в Дубне у него кончаются деньги. Однажды один из прихожан нашего храма решил помочь православному детскому дому, причем просьба о помощи была помещена не где-нибудь, а в самом что ни есть православном журнале "Русский дом". Возникли трудности в перечислении денег через банк, и он решил отвести их сам. Однако найти представителей этого детского дома ему так и не удалось. Сначала они что-то противоречивое говорили по телефону, а потом вообще скрылись.

Помощь же действительно нуждающемуся человеку кроме радости нашему сердцу ничего не приносит, ибо Сам Господь сказал, что блаженнее давать, нежели принимать (Деян.20:35). Сугубый грех подобных вымогателей состоит в том, что они еще углубляют отчуждение между людьми, обманывая их в попытке сочувствовать и помогать человеку. Попрошайничество и благотворительность на показ в современном мире подменили собой настоящее добро. Приводит это к поистине парадоксальным явлениям. Около некоторых монастырей, например, просить что-либо просто запрещено. В былые времена именно к храму приходили просить милостыню, и само слово «паперть» стало синонимом нищенства. Но те нищие были действительно нищими, не имеющими средств к пропитанию. Сегодняшние профессиональные вымогатели не имеют с ними ничего общего. На воротах одного храма я даже видел объявление, подписанное настоятелем, о том, что запрещено подавать что-либо, кроме хлеба. Однако простой хлеб вымогателям обычно бывает совсем не нужен. При этом в некоторых случаях, если не удалить их от храма, вымогатели могут существенно затруднить его работу, ибо люди начинают бояться даже проходить мимо храмовой ограды.

Но даже если оставить проблему мошенничества в стороне, всё равно остаётся непонятным, как помогать людям через интернет. Положим, сострадательный человек получает такие просьбы, и начинает думать, как и кому он может помочь. Никого из просящих он не знает. Всем помочь невозможно. Что делать? Как определить, кому я помогу, а кому откажу? Однако положим, кому-то он всё-таки помог. Пусть даже на этот раз помощь получил действительно нуждающийся человек. Скажем, родителям больного ребенка в результате удалось набрать денег на дорогую операцию. Но ведь остаются еще сотни и тысячи таких же детей, просьбы которых остались без ответа, или тех, кто не смог организовать компанию по сбору средств. Может ли искренний человек успокоить свою совесть тем, что помог одному, и спокойно оставил остальных мучиться и умирать? Как выбрать именно того, кому помогать? Положим, мы получили «вопрос» с просьбой о деньгах для покупки компьютера. Компьютер – нужная вещь для того, кто собирается заниматься литературной деятельностью. Но ведь тысячи детей во всем мире между тем умирают с голоду, или от неизлечимых болезней! И что прикажете делать? С какой стороны не подойди, а просьбы через интернет ставят человека в безвыходное положение: он или должен сойти с ума от горя всего мира, обрушивающегося на него, или проявить цинизм, и от этого горя отвернуться. Из здорового чувства самосохранения люди, обычно, выбирают второй путь, и подобные просьбы просто откладывают в сторону. Поэтому последние, как правило, и начинаются с просьбы дочитать их до конца.

Основанием, на котором стоит бизнес профессиональных вымогателей, является наша отчуждённость от человека, который что-то у нас просит. Если бы речь шла о близком человеке, то мы знали бы, как он живет, и в чем нуждается. Тогда было бы понятно, как можно ему помочь. Именно такой человек – которого мы знаем, и нужды которого реально видим, - и является нашим ближним. По отношению к нему и предписано нам, христианам, выполнить евангельские заповеди. Вымогатель же, как правило, бывает нам совершенно незнаком, и мы его видим в первый, и, в большинстве случаев, последний раз. Если же он обращается ко всему белому свету через интернет, то мы его не видим вообще ни одного раза.

Реальность добра возникает только тогда, когда речь идет о добре не абстрактном, обращенным ко всему миру, а о любви и сочувствии к ближнему – т. е. тому человеку, который находится рядом с нами, которого мы знаем, и кому искренне сочувствуем. Любовь к ближнему является необходимым условием и для искреннего отношения к «дальним» - т. е. тем людям, которых мы непосредственно не знаем. Скажем, если человек любит свою семью, жену и детей, то он обязательно будет сочувствовать и другим семьям, пусть они живут на другом конце земли. Если он любит свой народ, то будет уважать народную жизнь и в других странах. Если же он не любит свою семью и своих детей, то кого он вообще может любить? И если не любит свой народ, то и к другим народам искренне относиться не сможет. Поэтому евангельские заповеди предписывают нам иметь любовь и милосердие именно к ближнему, – т. е. тому человеку, обстоятельства которого нам понятны, и понятно, как можно ему помочь. Сам Христос показал нам пример именно такого милосердия. Вот, Он встретил вдову, которая хоронит единственного сына, и сжалился над нею (Лук.7:13). Вот, начальник синагоги Иаир падает к Его ногам и просит пойти к нему в дом, чтобы исцелить дочь (Лук.8:41). Пошел Он воскресить и друга своего Лазаря, которого любил (Иоан. 11 гл.). Много добрых дел сотворил Иисус на пути Своей земной жизни (Иоан.10:32). Он исцелял больных, давал зрение слепым, питал голодных. Однако всё это были люди, которых Он, как человек, встречал на своём пути. С точки зрения компьютерных представлений о помощи мы понять этого не можем. Ведь Христос – это Бог, Который знал и знает о всех нуждах всех людей на земле, и Которому достаточно сказать слово – и исцелятся все. Все слепые прозреют, глухие начнут слышать, а немые говорить. Все голодные и вообще нуждающиеся могли бы получить то, что они хотят, и никто бы не умирал преждевременно, принося страдание близким. А мог бы Он сделать даже и так, чтобы и вообще никто не умирал. Бог ведь всё может.

Но подобное добро всему миру может означать только одно: вернуть человечеству Рай, - «где нет болезней, печалей, и воздыхания», как поётся в заупокойных службах. Собственно, именно путь в Рай и открыл Христос. Беда, однако, в том, что на самом деле Рай никому не нужен, и просьбы приходят совсем о другом. Однако такие просьбы удовлетворить невозможно. Вот, например, человек просит компьютер. Но разве он отказался бы от дорогого автомобиля? А дом на побережье, с парком, чтобы можно было писать романы и отдыхать? Конца этой цепочке не бывает. Рай нельзя подменить удовлетворением страстей – они бесконечны и неудовлетворимы. Если вы действительно писатель, то наверняка читали сказку Пушкина о золотой рыбке и разбитом корыте. Поэтому и Христос, как Бог, оставил падший мир жить так, как он хочет. Но Он показал каждому из нас путь, спасающий от зла, и, кстати, ведущий к полному материальному довольству. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, сказал Он в своём Евангелии, - и это все (т. е. то, что человеку необходимо для жизни в этом мире) приложится вам (Матф.6:33). Путь же истинного добра состоит в том, чтобы творить добро именно ближнему. Поэтому и сам Христос, как человек, творил заповеди именно по отношению к ближним, - и тем оставил нам пример, дабы мы шли по следам Его (1Пет.2:21). Помощь именно ближнему основывается на реальном сострадании человеку, и делает реальным наше добро. Мысль же помогать всему миру на самом деле является столь же гордой, сколь и безумной, ибо проблемы всего мира отдельному человеку, даже очень богатому, или имеющему неограниченную власть, не решить.

Надо сказать, что оказывая помощь неизвестным людям, мы никогда не знаем, приносим ли мы этой помощью им пользу, или вред. Например, человек пьет, и не хочет работать, или наркоман собирает себе на дозу. В подобных случаях, помочь деньгами - иногда может означать: погубить человека. Это еще одна из причин, почему настоящее добро мы можем сотворить только ближнему. Ближнего своего мы знаем, и знаем, что может пойти ему на пользу, а что нет. Помогая же неизвестному человеку через интернет, мы на самом деле не знаем, что делаем, и не представляем, к чему поведет наше формальное добро.

Бывают, правда, обстоятельства, когда, возникает потребность в более серьезной, или даже масштабной помощи, чем та, которую мы можем оказать ближнему. Но даже в этом случае, когда мы расширяем круг благотворителей, их помощь всё же может основываться лишь на реальном общении между людьми. Скажем, если кто-то сам не может помочь своему ближнему, то может обратиться к тем, кто может это сделать, – но всегда при этом между ними будет сохраняться живая связь. Если такая связь есть, то помощь обычно приходит.

Эта связь между людьми, основанная на сочувствии и желании добра, имеет благое влияние на всю нашу жизнь. Она помогает общению и единению людей, без чего немыслима жизнь человеческого общества. На самом деле это и есть нормальная жизнь, - когда люди имеют общение, и помогают друг другу. Помощь же дальним и неизвестным людям, не имеет этого плода и может совсем не помогать реальному общению. Т. е. в реальной жизни она может оказаться совершенно бесплодной, и лишь тешить тщеславие по поводу своих формально добрых дел.

Помощь, полученная от ближнего, определенным образом влияет и на человека, который её получает. Вместе с ней он приобретает по отношению к благодетелям обязательства благодарности, некоторого смирения, и даже соответствующего поведения. Получив же помощь через интернет, иной человек может использовать её совсем не на добро, и не приобрести ни смирения, ни благодарности к благотворителям. Через интернет он может и поблагодарить, а перед ближними лишь похвастаться тем, что сумел её получить. Лишь в том случае, если человек получает помощь от непосредственно знающих его людей, это обязывает его к соответствующему отношению к ним, и соответствующей жизни. В Англии есть даже пословица о том, что хлеб благотворительности горек. С этой точки зрения стремление получить помощь, перешагнув через общение с ближними, тоже вызывает сомнение.

Оказать ближнему посильную практическую помощь как правило бывает легко и удобно. На расстоянии же сделать то же самое гораздо труднее, а иногда и вообще невозможно. Например, автор настоящей просьбы пишет, что не имеете компьютера, чтобы использовать его как пишущую машинку. Жил бы он в Дубне, можно было относительно легко достать какой-нибудь старый компьютер, который, однако, вполне бы ему подошел. Но не знаю, имеет ли смысл пересылать его в Ставрополь. Да и неизвестно, что ему подойдет, а что нет. Ведь странно: неужели в самом Ставропольском крае нет ни добрых людей, ни храмов, ни предпринимателей, которые могли бы отдать какой-нибудь старый компьютер инвалиду? Почему эти проблемы совсем не вызывают сочувствия, например, ни у однокурсников, ни у знакомых, ни, скажем, у коллег-литераторов, организаторов литературных конкурсов, о которых упоминается в просьбе? Почему её автор пишет, что ему некуда обратиться, и все люди, которые его знают, и непосредственно с ним общаются, глухи к его просьбе?

Мотивы обращений к далеким и незнакомым людям, конечно, лежат не в том, что на Ставрополье живут люди злые, а в Дубне добрые. Всегда существуют объективные причины, почему у ближних попросить помощи трудно, а у всего мира через интернет - легко. О некоторых из них я уже упомянул выше. Можно было бы приводить и другие рассуждения. Но как бы то ни было, ничего хорошего мы не найдем в стремлении перешагнуть через общение с ближними, и решать свои проблемы с помощью средств виртуального общения и незнакомых людей.

Надо сказать, что для верующего человека обращение с такими просьбами является грехом. О специфике просьб через интернет уже было сказано выше. Но даже и просьба о помощи, обращенная к ближнему, может быть вызвана лишь очень определенными обстоятельствами. Иногда, например, возникает необходимость в совместном труде, когда в одиночку сделать ту или иную работу невозможно. Бывают критические ситуации, или происшествия, которые вынуждают обратиться за помощью. Но просто так жить за счет выпрашивания чужой помощи, или рассчитывать таким способом повысить уровень своей жизни, христианину совсем не подобает. Это прямой грех. Для нас, верующих людей, нет другой альтернативы, как жить своим трудом, и со смирением довольствоваться тем, что дает нам Господь. Другого идеала христианской жизни не существует. Вы можете посмотреть об этом описание из "Древнего патерика" в вопросе 771.

В утешение здесь можно сказать, что Господь знает наши нужды еще прежде, чем мы успеваем что-то просить (Матф.6:8). Поэтому, если верующий человек посильно трудится и несет свой крест, он вполне может уповать на Его милосердие и любовь. Ближние тоже обязательно будут уважать такого человека, и сочувствовать ему. А если в помощи действительно возникнет нужда, то она обязательно придет.

ПОМОЩЬ - Оказывается ближнему, ПОМОЩЬ - Попрошайничество и тунеядство, ПОМОЩЬ - Попрошайничество и тунеядство - Через интернет, ИНТЕРНЕТ - Не заменяет реального общения