2530:


    К вопросу 2463. А вот о. Виталий по этому поводу цитирует номоканон Иоанна Постника (вопр. № 1050). Там всякие отступления от стандартной позиции караются довольно суровыми епитимьями вплоть до отлучения от Церкви, если супруги не оставят эту привычку. Это мнение устарело?

 
:


Трудно понять, в чем заключается ваша проблема, и почему вас так интересуют всякие нестандартные вещи. Если проблема по существу есть, то, как в моём ответе, так и в ответе о. Виталия, вы смогли бы найти единственно возможный совет: надо каяться в своих грехах и исправлять, с Божией помощью, свою жизнь. Что еще здесь остается непонятным, и откуда возникает желание углубленно изучать каноническое право?

Для человека, действительно ищущего Бога, каноны не нужны. Большинство верующих людей, в том числе и святых, никогда каноны не изучали. Необходимость в канонических прещениях возникает тогда, когда мы имеем дело с нежеланием слушать свою совесть, и стремиться к добру. В этом случае остается одно: применить каноническое право. Примерно также происходит и в мирской жизни: нормальным людям нет необходимости изучать Уголовный Кодекс, они и так не собираются воровать, или насиловать. Но если человек не останавливается перед преступлениями, то приходится указывать на статью уголовного кодекса, чтобы пресечь зло. Преступники при этом занимаются тем же самым, что и человек, задавший тот вопрос: нанимают адвокатов, и пытаются толковать и перетолковывать уголовный кодекс ? но не для того, чтобы жить честно, а чтобы избежать наказания.

Но, даже указывая на каноническое право, Церковь всегда избегает пикантных подробностей. Каноны ведь нельзя превращать в учебник по сексуальным извращениям. С другой стороны, извращения настолько умножаются в мире, как отмечал в своем ответе и о. Виталий, что угнаться за этим процессом и описать всё, совершенно невозможно.

Особенно бережно Церковь относится к супружеским отношениям в браке. Брак - это таинство, и вмешиваться в жизнь супругов не позволено никому. Да и невозможно описать формальными правилами супружеские отношения. Об этом говорит и о. Виталий. Прочитайте еще раз первый абзац из его ответа, который кончается словами: «…каждая семья решает свои интимные проблемы на исповеди с духовником индивидуально». Поэтому правила Церкви относительно супружеской жизни в браке о многом молчат. Но из этого, конечно, не следует, что в брачных отношениях можно со спокойной совестью делать что угодно.

Надо сказать, что в основном корпусе правил Церкви об упоминаемой вами проблеме совсем ничего не сказано. Но существуют еще несколько правил, написанных Святыми Отцами, которые принимаются Церковью как дополнительные к каноническим. Среди них и правила составленные в конце VI века константинопольским патриархом Иоанном, которого за его постоянный строгий пост стали называть Постником. Эти правила, в отличие от основных, за многие тяжелые грехи предписывали относительно мягкие епитимии. Сам Иоанн Постник объяснял это в своих правилах тем, что кроме отлучения от Причастия он предписывал в своих правилах еще духовное делание - пост и поклоны, - и в случае искреннего покаяния и труда наказание существенно сокращалось. Поэтому его правила вошли во многие последующие руководства для духовников. Т.е. они отличаются от основных правил тем, что обращены к людям верующим, старающимся исправить свою жизнь. Может быть, поэтому они содержат более конкретные описания грехов и даже упоминание о супружеской жизни в браке, чего избегают основные правила.

Упоминаемые о. Виталием правила говорят, собственно, о мужеложстве, и к супружеской жизни в браке не относятся. Он приводит их, как сам замечает, по аналогии. Однако в греческом каноническом сборнике (Пидалион) содержится прямое упоминание о супружеской жизни в 65 правиле Иоанна Постника: «Совокупившийся с женой противоестественным образом подвергается восьмилетней епитимии…». Наказание здесь, наоборот, очень суровое, и может быть, поэтому правило это содержится не во всех сборниках. Но о конкретных позах и запретах, впрочем, оно тоже ничего не говорит. В святоотеческой литературе я также никогда не встречал упоминания о таких вещах. Это вполне понятно, ибо Отцы в роли сексуальных просветителей никогда не выступают. По примеру апостола Павла, который пишет в одном из своих посланий: о том, что они делают тайно, стыдно и говорить (Еф.5:12), - они избегают обсуждать подробности интимной жизни.

Если ни в Священном Писании, ни в канонических правилах Церкви, ни в дополнительных правилах, ни у Святых Отцов, мы не встречаем подробностей об интимной жизни супругов, то в некоторых сохранившихся памятниках покаянной дисциплины, которые бытовали в разное историческое время, мы уже можем найти такие подробности. О них упоминает и о. Виталий. Памятники эти отнюдь не являются канонами Церкви, и даже нельзя сказать, на основании чего они составлены, ибо в канонах, и даже дополнительных правилах, как мы видели, никаких таких подробностей нет. Скажем, если тот «Наиболее полный список грехов», о котором упоминается в вопросе о. Виталию через несколько сот лет попадет в руки профессора археологии, то он станет таким же памятником - однако на самом деле он отнюдь не отражает ни традиции, ни канонических правил Церкви.

Хотя я и вынужден был привести некоторые рассуждения, чтобы ответить на ваш вопрос, остается, как уже говорилось, непонятным главное: зачем это нужно вам? Если у вас есть личные проблемы в этой области, но надо найти, с кем можно о них посоветоваться, а лучше просто каяться в своих грехах, и с Божией помощью стараться исправлять свою жизнь. Если же вы всего лишь хотите порассуждать на эту тему, то, сколько ни прикрывайся каноническими правилами, или борьбой за чистоту нравов, приходится прямо сказать, что ничего здорового в таком желании нет.

БРАК - Излишества и извращения в супружеских отношениях, КАНОНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ЦЕРКВИ - Супружеские отношения