832:


    Здравствуйте, отец Александр.
    Возникло у меня непонимание в части нахождения грани между обличением и осуждением. Я понимаю обличение как выставление наружу, на свет, неправедных поступков. При этом не имеет значения, свои это поступки или чужие. Главное, чтоб всякое обличение творилось с любовью и терпением. Но:

    7 Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого - пятно себе.
    8 Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя;
    9 дай [наставление] мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание.

    (Прит.9:7-9)

    4 Но никто не спорь, никто не обличай другого; и твой народ - как спорящие со священником. (Ос.4:4)

    С другой же стороны:

    17 Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха. (Лев.19:17)
    5 Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои - против злодейств их. (Пс.140:5)
    10 Злое наказание - уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет. (Прит.15:10)
    25 Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и [если] обличишь разумного, то он поймет наставление. (Прит.19:25)
    15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; (Матф.18:15)
    22 И к одним будьте милостивы, с рассмотрением,
    23 а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью.

    (Иуд.1:22,23)

    20 Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели. (1Тим.5:20)

    Как уместить в себя эти мысли Святого Писания? Ближнего и мудрого можно и нужно обличать, а кощунствующего и глупого ? опасно, так как злобу их к себе привлечь можешь? Как же можно ограниченным человеческим умом разобрать кто глуп, а кто мудр? Это ведь субъективное СУЖДЕНИЕ. Или я ошибаюсь?
    И если даже есть благословение на пресекание и обличение других, то как устоять на грани и не осудить? Слушать совесть свою, Ангела-Хранителя?

    И второй вопрос.
    Какие нормы закона Ветхого Завета отменены Новым Заветом? Как систематизировать область применения тех или иных норм, если они противоречат друг другу?
    Спаси вас Господи!

 
:


Нравственные нормы Ветхого Завета Новый Завет не отменяет. Новозаветные заповеди лишь развивают и, если хотите, доводят до совершенства ветхозаветные нормы. Об этом говорит сам Господь. Например, Матф.5:27,28: Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Нельзя сказать, чтобы новозаветная заповедь о чистоте сердца отменяла ветхозаветный запрет «не прелюбодействуй». Но она говорит о том, что мало только не прелюбодействовать делом, надо и сердце свое очищать от скверных мыслей.

Тема же обличения может быть очень многогранной, и каждая из приведённых вами цитат имеет свой смысл. Например, слова пророка Осии можно понять как обличение народа в том, что он весь развратился, но вместо того, чтобы исправиться самому, каждый обличает другого в том, что делает сам. Я думаю, что это облечение вполне можно отнести не только к древним Евреям. Цитата из сто сорокового псалма на славянском языке, который более точно передает смысл Священного Писания, звучит несколько по-другому: Накажет мя праведник милостию и обличит мя. Здесь имеется в виду праведный образ вразумления и обличения через милосердие к грешнику. Т. е. праведник вразумит меня через своё милосердие, и обличит мои грехи. Под Праведником может подразумеваться также пророчество о Христе, проповедь Которого состояла в любви и милосердии к грешнику. Елей же грешнаго да не намастит главы моея. Т. е. я предпочитаю обличение от праведника и отвергаю ласкательство и услужливость грешника, который хочет как бы намастить ими мою главу.

В большинстве приведенных вами цитат звучит мысль о том, что человеку, который в состоянии слушать обличения, и делать из этого выводы, нужно говорить о его ошибках, грехах или заблуждениях, и это послужит его пользе. По этому признаку мы и называем человека благочестивым и мудрым. Если же он ничего слушать не хочет, то пользу и ему и окружающим может принести только соответствующее наказание. Обличение нечестивому – раны ему, написано в славянском тексте Библии в дополнение к приведенной вами цитаты из Притч. 9,9. Наказать же может только тот, кто имеет такую власть, - например, отец, или начальник на работе, или законный представитель властей. Если же этой власти у нас нет, то обличать мы можем только того, кто сам хочет нас слушать. Пытаясь обличить нечестивого, который слушать нас не хочет, мы ничего хорошего достигнуть не можем.

Грань между обличением и осуждением проходит там, где разделяются грех и добродетель. Путаем мы обличение и осуждение по той причине, что, как правило, не знаем, что такое правильное обличение, и говорим обычно лишь об осуждении. Обличать должно с любовью, как и вы пишете в своём вопросе. Делать это можно только конкретно, ответственно, обоснованно, и притом так, чтобы это вело к исправлению, и вообще имело благие последствия.

Здравое обличение является абсолютной необходимостью для нормальной жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. Осуждение же всегда является злом. Например, осуждение – это то, на чем основана революция. Человек всегда страдает на земле, озлобляется, и склонен искать виноватых в своих проблемах. И тут его злобе, зависти, и другим низким страстям, указываются объекты, на которые её можно «праведно» излить. В дальнейших репрессиях, которые продолжились и после революции, осуждение уже прямо требовалось властями, и редко кто находил мужество уклониться от всеобщего осуждения врагов народа на митингах, собраниях или в печати.

Т. н. демократические преобразования тоже ничего не изменили, и лишь дали нашей злобе и осуждению возможность выражаться более свободно. Сегодня мы легко называем всё правительство антинародным, все суды продажными, всех чиновников ворами, и проч., - но обличить так, чтобы что-то исправить, даже не пытаемся. Интересно, например, что когда в конце восьмидесятых годов прошлого столетия начали говорить о перестройке, идея о терпеливом исправлении ситуации не вызвала сочувствия ни у кого. Зато пропаганда Ельцина легко вдохновила на разрушение страны, – уже не в первый раз в 20 – том столетии.

Надо сказать, что понятие об обличении в русском обществе стало исчезать уже задолго до революции. Еще Петр I упразднил патриаршество именно по той причине, что Патриарх имел нравственное право, и даже долг, обличать беззаконие, начиная с самого Царя. По существу из общественной жизни ушла настоящая культура христианства, а вместо здравого обличения пророс сорняк осуждения, которое всегда приводит к разрушительным последствиям.

То же самое происходит и в частной жизни человека. Неверующим супругам чаще всего не удаётся сохранить любовь, и между ними остается только злоба и осуждение. Нередко мы озлобляемся даже на собственных детей, и не умеем обличить даже собственного ребенка так, чтобы это привело к его исправлению, и миру в семье.

Осуждая других людей, человек поступает по своей злобе и другим страстям. Если же он осуждает зло в себе – то это ведет его к покаянию и вере. Поэтому вы напрасно уравниваете в своем вопросе выставление наружу своих и чужих неправедных поступков. Если мы, не обращая внимания на собственное зло, обличаем его в других – то свидетельствуем этим лишь о собственном лицемерии (Матф.7:5). Именно оно и подменяет обличение осуждением. Собственно, осуждение людей и является мнимой борьбой с внешним злом, на которую подвигает человека его собственное внутреннее зло. Обличение же должно исходить из желания побеждать зло добром (Рим.12:21). Однако прежде чем рассуждать об обличении других, каждому из нас надо задуматься о том, отношусь ли я сам к разумным, которые с благодарением принимают обличение, или к нечестивым, которые получают лишь раны, и не имеют в сердце ничего, кроме ропота и озлобления (Притч. 9,9)? Всех нас постоянно обличает сам Господь – через нашу совесть, и через те внешние скорби, которые попускаются нам праведными судами Божиими. Они попускаются как естественные последствия наших грехов, и являются, таким образом, обличением и вразумлением от Господа. Именно о том, чтобы нам самим иметь достаточно благочестия и мудрости, чтобы принимать праведное обличение от Господа, и с благодарением нести свой крест, мы и должны позаботиться в первую очередь. Без этого наши рассуждения об обличении других будут лишь свидетельством нашего лицемерия и злобы.

Надо сказать, что предпринятая вами попытка постигнуть мудрость духовной жизни из одного только чтения Священного Писания всегда бывает обречена на неудачу. Вы и сами свидетельствуете, что ничего, кроме путаницы, набор приведенных цитат вам не принес. Нам необходимо, чтобы Священное Писание нам кто-то объяснил. Объясняется же оно в традиции Церкви Святыми Отцами. По существу, только книги, написанные ими, остаются для нас истинными учителями духовной жизни, и истолкователями Священного Писания.

Так же надо стараться избегать формального и упрощенного отношения к вере. Может быть, путаное представление о смысле приведенных цитат возникло у вас как раз потому, что вы попытались формально подойти к их содержанию. Духовная же мудрость призывает нас постигать внутренний смысл заповеди. Это не разовая акция, а труд всего земного пути человека.

Да поможет вам Господь идти этим путём, и постигнуть на нём всякую премудрость, необходимую для спасения.

ДЕТИ - Воспитание, ОБЛИЧЕНИЕ