830:


    Благословите, дорогой батюшка!
    Я совсем недавно узнала, что нельзя благословлять мирянам во время трапезы общий стол, это делают только священники, а мирянам можно только крестить свою тарелку. По неведению я долгое время после молитв крестила общий стол. Считается ли это грехом?
    Спаси Господи.

    С уважением - р. Б. Валентина.
 
:


Бог вас благословит, Валентина!

Действительно, благословлять общую трапезу не принято мирянам. Если нет священника или епископа, то она благословляется только общей молитвой. На этом рассуждение о традиции благословения трапезы, очевидно, можно закончить. Крестить ли свою тарелку – не знаю. Я думаю, что делать это совсем не обязательно, но если кто её и перекрестит, ничего страшного в этом не будет. Однако в вашем вопросе присутствует действительно ложная мысль. Она касается отношения к вере и традиции по существу.

Когда мы говорим о традиции, понятие о грехе связывается не столько с самим фактом соблюдения или несоблюдения той или оной внешней формы, сколько с самим отношением к традиции и вере. Например, если человек отвергает традицию, то он грешит, даже если по каким-либо причинам и соблюдает некоторые формальные правила. Если же он имеет веру, и со страхом Божиим следует традиции Церкви, то даже если по неведению или ошибке он и сделает что-то неправильно, это не вменится ему в грех. Если же его совесть смущается подобными ошибками, он может удобно раскаяться в них на ближайшей исповеди. Таким образом, проблема, которая заставила вас написать этот вопрос, перед верующим человеком на самом деле не стоит. Узнали вы, что не принято мирянам благословлять общую трапезу, - и просто не делайте этого впредь. Если же чувствуете некоторое смущение совести по этому поводу – то скажите об этом на исповеди. Надо сказать, что смущение мы чувствуем не из-за самого факта ошибки. Человек ведь и не может всего знать, поэтому естественно ошибается. Но если он имеет некоторое смирение и веру, то не делает трагедии из своих ошибок, а просто исправляет их. Смущается же наше сердце, как правило, потому, что к ошибкам мы приложили свои страсти. Например, думали, что мы лучше других что-то знаем, и теперь гордыня наша чувствует себя посрамленной, и страдает. Именно от страстей, мучающих человека, и врачует нас покаяние и исповедь.

Традицию Церкви никак невозможно свести к формальной системе внешних правил. Такая система оказалась бы слишком сложной, и практически невыполнимой для человека. Ибо традиция Церкви включает в себя всё богатство и разнообразие форм, в которые облекала себя жизнь Духа в продолжение всей христианской истории человечества, в разные времена и у разных народов. Поэтому принять традицию можно только духовно. Если же подойти к ней формально, то у человека, приходящего в Церковь, грехов оказалось бы столько, что они вели бы его лишь к отчаянию, или разочарованию в вере.

Формальное понимание традиции не только заводит в тупик внешнюю жизнь человека, но искажает и смысл самой веры. В этом мы можем убедиться на многих примерах церковной истории. Еще древние фарисеи претендовали на то, чтобы выполнить все предписания Закона, но при этом не приняли Христа, и убили Его. То же самое мы видим у раскольников, которые определенный способ сложения пальцев предпочли благодатной жизни Церкви. Я думаю, что почти у каждого и в наше время есть опыт общения с христианами, которые пытаются следовать в своей жизни не Христу, а лишь формальным правилам. Общение с ними всегда оставляет тяжелый осадок в душе, которая смущается из-за того, что вместо любви и веры она сталкивается с гордостью, злобой, и осуждением тех, кто думает по-другому. По-видимому, и у вас есть такой опыт, - который и заставил задать этот вопрос. Вы сформулировали его так: «считается ли это грехом»? Но считаться что-либо может только в системе формальных правил. В христианском же понимании грех – это реальное зло, которое исходит из нашего сердца. Оно не «считается», а реально есть. Грехи бывают, как иногда говорят, «неведомые», т. е. такие, которые мы не осознаем, - но происходит наше неведение греха совсем не по причине незнания тех или иных правил, а именно потому, что мы не умеем слушать свою совесть. Например, верующий человек, хотя и не всё знает, искренне стремится понять традицию, и воплотить её в своей жизни. Поэтому, если он и ошибется в чем-то по неведению, это не вменится ему в грех. Другой же просто может совсем не стремиться узнать традицию Церкви, и пренебрегает ей. Такое неведение будет не только грехом, но и свидетельством отсутствия реальной веры.

Плодом формального подхода к традиции являются споры, вражда и даже расколы в Церкви. Другими словами, Церковь становится антихристианской – вместо единства и любви, мы имеем злобу и разделения. Неизбежной реакцией на такое искажение христианской веры и традиции является обратная крайность – отрицание традиции вообще. Человек видит зло, которое исходит из ханжеского понимания традиции, и делает из этого вывод, что традиция Церкви ничего благого в себе не несёт. Однако оказывается, что вне традиции теряется и сама вера, как разливается, например, жидкость, если лишается сосуда, в котором она хранилась. Ибо вера обязательно выражается в делах и духовном общении верующих людей, создавая традицию христианской жизни, которую бережно хранит Церковь. Каждый верующий человек обязательно старается приобщиться к этой традиции, и с благоговением вникает в её духовный смысл.

Да поможет Господь и вам избежать мелочных страхов по поводу своих возможных ошибок, и всегда следовать традиции Церкви, не теряя мира в своём сердце и веры!

ТРАДИЦИЯ (ИИ) - Отношение к традиции, ТРАДИЦИЯ (ИИ) - Благословение трапезы