814:


    Батюшка Александр, благословите! Можно ли исповедать свои грехи (в крайнем случае, например, при внезапном приближении смерти) тому, кто находится рядом, если нет возможности пригласить священника. Спаси Господи!

 
:


Формального запрета исповедать свои грехи перед кем-либо не существует. Вы можете просто выйти на центральную площадь города, и исповедовать перед всеми свои грехи. Вопрос, правда, в том, стоит ли это делать. В разных обстоятельствах человек может исповедать свои грехи и перед священником, и перед человеком, не имеющим сана. Например, в монастырях не имеющий священного сана старец мог окормлять своих духовных чад, и принимать у них исповедь помыслов, что в монашеской традиции принято было делать ежедневно.

Надо сказать, что Отцы совсем не формально смотрели на возможность открыть своё сердце другому человеку. К кому сердце не извествуется – тому его не открывай, сказали они. Варсонофий Великий на прямой вопрос об исповеди брату (вопр. 99) поставил лишь одно ограничение – исповедать грех можно тому брату, которого это не смутит (не повредит ему самому). Он говорил, что власть прощать грехи есть «совершенство дарований», и сам, не имея священного сана, обладал этим даром – непосредственно от Бога.

Нам же, лишенным всяких дарований, не остаётся ничего другого, как благоговейно чтить священный сан, которому в Церкви дана власть прощать грехи, и со смирением исповедовать свои грехи перед священниками.

Ваш вопрос возник, по-видимому, из предположения, что именно исповедь перед смертью, даёт возможность получить прощение грехов и спасение. Однако на самом деле христианское упование намного глубже. Уповаем мы на милосердие Бога, суды Которого все праведны, и Который может послать нам человека для содействия нашему спасению, или спасти другими, известными лишь Ему путями. Например, в Прологе есть повествование, которое по Уставу должно читаться в Церкви 14 июля: «Сказал некто из Отцов: В городе Селуни, есть монастырь для девиц. Одна из них, по действу дьявольскому, соблазнилась выйти из обители, и впала в блуд – так прельстил ее враг. И таким образом несколько лет продолжала блудить. Снова же вспомнив о Боге, и помышляя о покаянии, пришла к монастырю своему, в котором раньше была, желая раскаяться, но, упав перед вратами, умерла. И показал Бог смерть ее одному из епископов. Он видел святых Ангелов, которые пришли и приняли её душу, и бесов идущих вслед за ними, и спорящих с ними. Святые Ангелы говорили при этом: она нам работала столько лет – это наша душа. Долго продолжался об этом спор. Бесы сказали: и в монастырь она возвращалась с ленью, как же вы говорите, что она покаялась? И отвечали Ангелы: Бог видел, что в уме она уже решила это, и принял её покаяние. Покаяние принадлежало ей, потому что она решила это в уме своем, а жизнью владеет Бог. Посрамленные таким образом бесы бежали.

Поэтому будем со вниманием и осторожностью проходить путь земной жизни: ибо мы не знаем часа, в который нас возьмет смерть». Именно в этом и заключается христианский путь жизни: если мы имеем грехи, то надо немедленно в них раскаяться, и со вниманием к своей душе творить заповеди Божии. Тогда мы всегда будем иметь надежду спасения, и гадания о том, что будет, если вдруг перед смертью мы не сможем исповедаться священнику, потеряют всякий смысл.

ИСПОВЕДЬ - Человеку, не имеющему священного сана, ПОКАЯНИЕ - Господь принимает искренне кающегося человека, ПРОЛОГ - Повествование из П.