454:


    Здравствуйте, отец Александр.
    Вопрос о коммерциализации таинств церкви. На днях похоронили бабушку на Ваганьковском кладбище (не потому, что мы такие богатые - просто там покоятся все ее родственники). Отпевание в храме на кладбище стоит 1-2 тыс. рублей (в зависимости от того частное оно или общее). Вначале происходит частное отпевание, затем общее. Но гроб с телом покойного заносят в храм до начала и того и другого. Таким образом, священник отпевает того усопшего, родственники которого заплатили больше, не обращая внимания на "малоимущего", хотя он так же находится в храме. Странно как-то все это. И еще. На заданный вопрос о стоимости крещения вы ответили, что оно нисколько не стоит. Но ведь реально это не так. Все таинства имеют цену. Где-то она четко указана, а где-то говорят, что должно быть пожертвование, и называется минимальная сумма (как правило, не малая, если это венчание, отпевание или крещение). Понятно, что церковь отделена от государства и не живет на госдотациях. Но, тем не менее, таинства превращать в предмет купли-продажи?! Извините за возможную резкость письма. Спасибо.

 
:


За совершение таинств и треб, действительно, невозможно назначать какую-то цену, и торговать благодатью. Это следует из самого Евангелия (Матф.10:8). Вот какое рассуждение приводит Тарасий, Патриарх Константинопольский, в своём окружном послании, которое помещено в книге «Правила Православной Церкви»: Нечестивая ересь Македония и его последователей духоборцев менее нестерпима. Ибо эти пустословят, якобы Святой Дух есть творение и раб Бога и Отца: а те (кто назначает цены за священнодействия), надо полагать, делают Его своим рабом (торгуют им). Потому что всякий господин всё, что имеет, если захочет, продаёт, раба ли, или иное что из своего имущества. Так же и покупающий, желая быть господином покупаемого, ценою серебра покупает оное.

На практике, однако, дело обстоит несколько сложнее. За назначением цен на совершение таинств и треб не обязательно стоит только сребролюбие. Цены существуют в некоторых храмах еще и вследствие неумения по-другому организовать жизнь прихода. Для многих, приходящих в храм, деньги являются некоторым регулятором их запросов. За бесплатно они и сами не знали бы, что «заказать», и на чем остановиться.

Но, тем не менее, «коммерциализация таинств», на мой взгляд, не только противоречит смыслу и духу христианства, но не достигает даже и коммерческих целей. Ибо разумные цены для всех назначить невозможно. В современном мире существует слишком разный уровень доходов. То, что для бабушки, живущей на пенсию, кажется очень дорого, для «нового русского» может представляться смешным, и даже вызывает сомнение, по аналогии с магазином, в качестве «услуг». Магазины, рестораны, и другие коммерческие предприятия могут быть рассчитаны на людей с определённым доходом. Церковь же существует для всех, и поэтому определить в ней ценовую политику невозможно.

Поэтому во многих храмах отказываются от цен на требы. Вместо этого в них пытаются объяснять прихожанам смысл происходящего в храме, и стараются посоветовать, как правильно жертвовать деньги на храм, если есть такое желание. Принцип здесь очень простой – жертвовать надо по желанию своего сердца, так, чтобы это не приводило к огорчениям и, тем более, не ущемляло близких и членов семьи.

В нашем храме тоже нет цен на требы, и не называется никаких минимальных или примерных сумм. Прихожане жертвуют столько, сколько хотят. Лично я думаю, что материальной проблемы здесь нет, и больше денег, чем сейчас есть у Церкви, нам не нужно. Вполне по-христиански бы было жить по средствам. Авторитет Церкви от денег не зависит.

ДЕНЬГИ И ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА - Цены в церкви