3472:


    Батюшка, прочитал ваш ответ 3029 про соборование.
    Но как понимать разные взгляды священников по вопросу прощения забытых грехов на соборовании?
    Отец Даниил (Сысоев) пишет, что "в молитве соборования ничего не сказано про прощение забытых грехов, так что обольщаться не стоит". И далее "В Священном писании и у отцов Церкви ни слова не сказано про прощение грехов на соборовании" (это выдержки из его книги "Инструкция для бессмертных"). К сожалению, его спросить уже не представляется возможным. Прошу вас, поясните.

 
:


Мысль о прощении именно забытых грехов в таинстве Соборования, действительно, не встречается ни у святых Отцов, ни в молитвах самого таинства. Однако грехи в этом таинстве, несомненно, прощаются, - конечно, при условии, что сердце человека обращено к покаянию и вере (иначе таинство не происходит). Что дало повод в этом усомниться – не знаю. Конечно, таинство Соборования имеет своим смыслом, собственно, физическое исцеление человека. Однако это исцеление никак нельзя оторвать от исцеления души от греха. Исцеление души можно понять по-разному, и это отражено в чине Соборования. В молитвах этого чина говорится, например, об оживлении души, или об избавлении от греха, что можно понять как избавление от рабства греху, и свободу не грешить впредь. Однако само послание апостола Иакова, которое лежит в основании таинства Соборования, ясно говорит именно о прощении грехов: И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак.5:15). Об этом я упоминал и в том ответе, на который вы ссылаетесь. Также и в молитвах чина Соборования мы неоднократно просим прощения грехов. Например, в молитве второго помазания: «…услыши нас, недостойных рабов Твоих, и идеже о велицем имени Твоем елей сей приносим, низпосли Твоего дара исцеления, и оставление грехов…».

Мысль же о прощении забытых грехов, я думаю, родилась из попытки упрощённо объяснить прощение грехов в таинстве Соборования. Это объяснение следует из не менее упрощённой мысли о том, что в таинстве исповеди прощаются лишь те грехи, которые человек назвал. В предыдущем ответе, на который ссылаетесь вы, я уже писал, что это не совсем так. В противном же случае получается, что раз на исповеди прощаются не все грехи, то таинство Соборования её дополняет. Может быть, кого-то это объяснение и удовлетворит. Однако на самом деле лучше было бы просто об этом не рассуждать. Если уж человек не может рассуждать о духовных предметах, или не интересуется ими, лучше ему не пытаться рассуждать о том, как в святых таинствах Церкви прощаются грехи. Надо быть действительно очень высокодуховным человеком, чтобы рассуждать об этом. Если же человек не может рассуждать духовно, а все мы находимся в этом чине, то лучше , как иногда говорят Отцы, не «умствовать», и не пытаться объяснить то, что мы не в состоянии понять. Ведёт это, как вы сами видите, лишь к противоречиям и путанице. Лучше нам иметь смирение, и положиться на веру, и совет духовника. Тогда искреннее покаяние обязательно приведёт верующего человека к примирению со своей совестью и Богом. Путь же к этому прощению грехов он удобно обретёт в таинствах Церкви.

ВЕРА - И знание, ГРЕХ - Прощение грехов, СОБОРОВАНИЕ - И прощение грехов