Все люди, действительно, одинаковы по естеству, и все являются творениями Божиими. Как мы поем в одной из стихир чина отпевания: «К Судье отхожу, у Которого нет лицеприятия. Раб и владыка вместе предстоят, царь и воин, богатый и убогий, - в равном достоинстве…».
Общаясь между собой, мы, действительно, кладем в основание нашего общения понимание своего человеческого достоинства и равенства. С христианской точки зрения было бы грехом унижаться перед людьми, или превозноситься над ними. Подчеркивая это, священники, а в каких-то обстоятельствах и мирские люди, обращаются к самым разным людям: «братья и сестры». Если же человек принимает иноческий сан, т. е. выходит из условностей жизни мирского общества, то все, кто вместе с ним живет в монастыре, становятся для него братьями. В монастырях не принято обращаться друг к другу как-то иначе. Эти духовные основания, действительно, являются краеугольным камнем христианской веры. На них опираются традиции, и целая культура жизни христианских народов.
Однако в жизни этого мира каждого человека Господь ставит на своё место, и дает свой крест. Поэтому общение между людьми строится в соответствии с теми отношениями, которые объективно существуют в обществе. Нисколько не унижая ни своего, ни чужого человеческого достоинства, мы, однако, при официальном общении обращаемся к человеку в соответствии с его чином, должностью, или званием. Также и в простом человеческом общении принято обращаться друг к другу в соответствии с возрастом, полом, общественным авторитетом и заслугами человека. Скажем, к пожилой даме на улице мы обращаемся совсем по-другому, чем к ребенку, который играет в песочнице.
Основания для таких отношений содержатся в учении и традиции Церкви. Например, Священное Писание предлагает нам чтить законную власть. Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, - говорит святой апостол Петр. Делает это верующий человек не из трусости или корыстных побуждений, а из страха Божия и веры: Для Господа, - как поясняет это апостол (1Пет.2:13). Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите, - пишет он далее (1Пет.2:17). Всех почитайте – т. е. почитайте в каждом человеке образ и подобие Божие. Однако чтите царя, - как поставленную от Бога законную власть. В каждом человеке мы чтим его личные заслуги и то положение в обществе, которое дал ему Бог. Поэтому перед этими словами стоит: Бога бойтесь. Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены, - говорит апостол Павел. - И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести (Рим.13:1,5). Апостол отнюдь не призывает к внешнему равенству. Итак отдавайте всякому должное, - говорит он далее: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь (Рим.13:7). Хотя внешние традиции могут меняться, в служебных и общественных отношениях мы всегда отдаем должную почесть каждому человеку.
Определенные отношения существуют и в семье. Семья зиждется на любви, но равенства в ней нет. Ибо одно дело – отношение, скажем, к мужу, другое – к родителям, третье – к детям, четвертое – к братьям и сестрам. Пятилетний ребенок не может быть на равных с отцом. Именно отец воспитывает его, а не наоборот. Хотя перед Богом они имеют одинаковое достоинство, - взаимоотношения у них определены именно как отца и сына.
Семья в наше время переживает кризис, и отношения в ней лишаются традиционного смысла. Большинство детей, например, просто не знает, что такое чтить родителей. Так же и жены не понимают, что значит чтить мужа как главу семьи. В соответствии с этим у мужей пропадает ответственность за семью, а у родителей за детей. Родители легко уклоняются от своих обязанностей, или вообще бросают семью. Вместо гармонии семейных отношений наступает некое равенство – муж, например, может относиться к своей жене так же, как и к другим женщинам, свои дети ему так же безразличны, как и чужие, а дети могут так же на равных ругаться со своей родной матерью, как со школьной подружкой. Но такое равенство не прибавляет никому человеческого достоинства, и внешняя уравниловка обычно опирается не на уважение личности человека, а именно на отсутствие уважения к себе и другим.
То же самое происходит и в общественной жизни. Никому не приходит в голову чтить законные власти, как говорит об этом Апостол, и законы государства, в котором мы живем. Даже и по правилам дорожного движения ездить никто не хочет. Мы не только не чтим пожилых людей – но и сами пожилые люди нередко перестают уважать себя. Однажды человек, который прожил много лет в южных республиках России, рассказывал мне, как он ехал в автобусе с пенсионерами, которые кричали и ругали власть. «У нас пожилые люди никогда так не ведут себя, - сказал он. - Пожилой человек уважает себя, и молчит. Чтобы он что-то сказал, надо подойти, поклониться, пожелать здоровья, и спросить совета».
В традиционной жизни христианских народов внутреннее уважение людей друг к другу, и понимание равенства всех перед Богом, делало гармоничными разнообразные внешние отношения, в соответствии с тем положением, которое человек занимал в обществе и семье. С отходом от веры это внутреннее уважение себя и других подменилось бессмысленными страстями этого мира - гордостью, самолюбием, и пр. Именно когда стало пропадать понятие о равенстве всех перед Богом, появились переживания о равенстве внешнем. На этом основывается движущая сила революций: теряя братскую любовь и уважение к себе, люди начинают болезненно воспринимать своё разное положение в обществе, и готовы переубивать друг друга, лишь бы никто не жил лучше меня.
Поэтому стремление к внешнему равенству - это признак деградации веры, что, в свою очередь, неотвратимо ведёт и к деградации общества. Равенство же не достигается всё равно, и в современном обществе его нет также, как и при батюшке-Царе. При этом нарастают внутренние противоречия в обществе, потому что внешним неравенством все недовольны. Параллельно разрушается и семья, в которой, тем более, внешнее равенство не может заменить любовь. С христианской точки зрения в этом процессе нет ничего странного. Мир идет не к началу, а к концу, и последние времена в Священном Писании и предании Церкви описываются именно как крайняя деградация общества, которое станет следствием почти полной утери веры.
Надо сказать, что сам ваш вопрос является свидетельством внутреннего кризиса некогда христианского мира. В мусульманских странах, например, таких вопросов, очевидно, не возникает совсем. Люди там с детства воспитываются в своих традициях, и знают, какие отношения существуют в семье и обществе. В нормальном христианском обществе ваш вопрос тоже не мог бы возникнуть. Вы бы имели реальное равенство и братство со всеми людьми, и знали бы как строить свои взаимоотношения в обществе и семье. Традиции эти должны бы воспитываться, как говорится, с молодых ногтей, - и свято храниться всем обществом, как основания для его гармоничной жизни и общего блага.
|