Богослужебная традиция и Устав – это гораздо более глубокая, сложная и трудно постижимая вещь, чем это может показаться на первый взгляд. Это не есть формальная система правил, что и как делать во время богослужения. Это живая традиция, которая, с одной стороны, свято хранится, а с другой – живет и развивается. Поэтому рассуждать о ней в ответах на сайте очень трудно.
Помазывания елеем на утрене, о котором вы спрашиваете, в богослужебном Уставе (Типиконе) вообще нет. Нет, соответственно и молитвы, освящающей елей для этого помазывания. Лития на вечерне, по Типикону, полагается только на всенощном бдении, а сама бденная служба положена лишь по воскресным дням, двунадесятым и некоторым другим праздникам. В дни же, когда положено не бдение, а полиелейная служба, по Уставу литии нет, однако есть полиелей и помазывание маслом. То есть помазывание маслом на полиелее, согласно Типикону, с литией напрямую никак не связано. На литии освящаются хлеб, пшеница, вино и елей, с молитвой об умножении их в «граде сем», и во всем мире, как благословение на их употребление в пищу.
Однако масло, как написано в Служебнике, можно не только использовать в пищу, но и помазывать им верующих «при целовании иконы». Что подразумевается под этим? Устав тоже указывает помазывание маслом, но не на полиелее, как это делается сейчас, а после окончания утрени, и притом маслом, взятым из лампады перед иконой святого, память которого празднуется. Молитвы на освящение этого масла тоже нет, потому что оно освящается тем самым, что горит в лампадке перед иконой.
То, что я здесь написал - лишь несколько начальных ссылок, которые могли бы предварить рассуждение о том, как произошла и развивалась в истории Церкви традиция помазывания маслом. А по настоящему надо было бы начинать с масличного листа, который принес Ною голубь, выпущенный из ковчега (Быт.8:11).
Но я думаю, что если даже кто-нибудь из посетителей сайта и прочитал всё написанное выше, то наверняка уже не раз зевнул. Дело здесь не только в том, что рассуждения об уставных тонкостях совсем не соответствуют целям и смыслу нашего сайта. Как уже упоминалось выше, очень сложно понять Устав методом формального изучения. Если уж изучать, то делать это надо через участие в службе, и посвященные этому изучению занятия, например, в духовных учебных заведениях. Об этом я уже писал в ответе на вопрос 1504.
Но главное - понимается Устав лишь через живое приобщение к традиции Церкви и очищение своего сердца от страстей, которые, собственно, и не позволяют человеку здраво рассуждать о духовных предметах. Поэтому большинству из нас, в том числе и мне, вместо утонченных рассуждений о том, что превосходит наше понимание, лучше постараться со смирением следовать существующей традиции, очищать своё сердце покаянием, и читать Святых Отцов, которые только и могут объяснить нам учение и традицию Церкви.
Благодать же Божию, помощь и милость мы можем получить только от самого Господа. Хотя некоторым путем к этому духовному дару может быть молитвенное общение со Святыми, в котором мы и пребываем почти всю праздничную службу, воспевая Святых в посвященных им тропарях, стихирах, и других предписываемых Уставом чтениях, а так же помазываясь маслом из лампады перед иконой.
Да дарует вам Господь это благодатное общение и утешение во время ваших молитв!
|